В ПРАЗДНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МИТРОПОЛИТ ТУЛЬЧИНСКИЙ И БРАЦЛАВСКИЙ ИОНАФАН СОВЕРШИЛ БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ, В НЕКОГДА «ОБЕЗГЛАВЛЕННОМ», НО ОЖИВШЕМ СВЯТО-УСПЕНСКОМ ХРАМЕ СЕЛА СТАРАЯ ОБОДОВКА

В ПРАЗДНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МИТРОПОЛИТ ТУЛЬЧИНСКИЙ И БРАЦЛАВСКИЙ ИОНАФАН СОВЕРШИЛ БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ, В НЕКОГДА «ОБЕЗГЛАВЛЕННОМ», НО ОЖИВШЕМ СВЯТО-УСПЕНСКОМ ХРАМЕ СЕЛА СТАРАЯ ОБОДОВКА

21.07.2020. Более чем 160-летний православный храм села Старая Ободовка, как и многие храмы Подолии, пережил драматические события: во времена Речи Посполитой он был  переведён под управление униатских епископов. От тех времён остались жалкие остатки панского парка и двора, и позабытый обычай —  «отпуст»  (укр. «відпуст»).

История этого обычая для  Православной Церкви довольно грустная: в селение прибывал «десант» греко-католических монахов Василианского ордена с целью проведения т.н. «юбилейного года» и, основная цель, утверждения среди жителей идей католицизма.

В течение 10-12 дней монахи заходили в каждый дом для личных бесед, поизносили в храмах проповеди, служили «тихие» заказные и общие праздничные литургии. По окончании василианской миссии совершалось т.н. «генеральное» или полное отпущение смертных грехов и выдавалась удостоверяющая грамота (индульгенция) об освобождении от долгих церковных наказаний – епитимий, но под условием покаяния в тяжких «непростительных» грехах, причащения и совершения добрых дел. Например, пожертвования т.н. «Петрова гроша» в греко-католическую епархиальную или Римскую курию. На память о генеральном «отпусте» грехов на церковном дворе василианские монахи поставляли поклонный крест с заповедью собираться в этот день в своём приходском храме для молитвы и причащения.  

Во времена Российской Империи на правобережной Украине греко-католическая уния отступила из пределов Подолии: в ней восторжествовало Православие, народ с радостью возвратился в родную отеческую Православную Церковь.

Западные истоки «отпустов» постепенно забылись. Но их слабый отголосок остался:  в некоторых подольских сёлах  жители отмечают «відпуст»: освящают воду перед православным поклонным крестом, вспоминая открытие своего обновлённого православного храма после тяжких лихолетий.

Разрушительные лихолетья посещали Старую Ободовку не однажды: несколько раз приходской храм буквально был «обезглавлен»: первый раз  в 20-х годах прошлого столетья, когда «красные большевики» заставили разобрать его купол и устроить в нём склады.  Живопись тогда же была покрыта белой известью. При румынской оккупации части Подолии,  во время Великой Отечественной войны, купол храма  жители восстановили, живопись расчистили. После отступления румынских и немецких войск  храм был снова закрыт атеистической властью,  его купол был опят снесён, а в помещениях  был организован склад и ремонт хозяйственной агро- и автотехники. (Следы мазутных масел до сих пор остались кое-где в его интерьере).  В других подобных случаях храмы просто варварски взрывали.

В лето 1994 года  власти, наконец, разрешили возобновить в Старо-Ободовском Успенском храме УПЦ богослужение и вновь восстановить его многострадальный купол.  

Над «оживлением» храма, возведением нового купола и очисткой от извести остатков живописи  усердно потрудился нынешний его многолетний настоятель, протоиерей Николай Бандур, который, кстати, духовно воспитал двух сыновей. Разумеется, вместе со своей супругой, матушкой Татьяной, опытным регентом церковного хора (обучалась управлению хором в обители преподобного Сергия Радонежского —  в Троице-Сергиевой Лавре).  

Один из сыновей настоятеля, отец Сергий Бандур, является настоятелем двух храмов Тульчинской епархии: Вознесенского, что в селе Ситковцы, и Успенского, что в селе Юрковцы Немировского благочиния.  А второй сын,  монах Варфоломей, молитвенно подвизается в одесской Успенской мужской обители под омофором Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, бывшего в своё время правящим архиереем Винницкой епархии.

Божественная литургия в храме Старой Ободовке архиерейским чином прошла благочинно. Сослужили владыке митрополиту Ионафану местные духовные отцы. Молитвенно пели два хора – нижний клиросный и верхний, смешанный хор под управлением матушки Татьяны.

На Великом входе литургии и по освящении Святых Даров уставно возносились имена Предстоятелй РПЦ и УПЦ, правящего и викарного архиереев Тульчинской епархии.

Молитвенно прозвучали  «Блаженны» (соло исполнил обладатель мягкого, золотисто-тембристого тенорового голоса), херувимская песнь композитора Ламакина и песнопение в честь Пресвятой Богородицы «Достойно есть»  русско-украинского композитора Дмитрия Бортнянского.  

«Апостол»  исполнил  постриженный чтец Сергий Зинкевич, и.о. старшего иподиакона, а Евангелие – прочитал иеромонах Иероним (Зуб), помошник-секретарь правящего архиерея. Старшему иподиакону ассистировал Владимир Усатенко. Он же исполнял за литургией послушание архиерейского книгодержца, требующее знаний порядка (чина) богослужения.

После евангельского чтения владыка митрополит Ионафан произнёс слово об обретении чудотворной иконы Божией Матери во граде Казани. Сама Пресвятая Богородица подсказала маленькой отроковице место её нахождения. После обретения иконы, все увидели исходящий от неё чудесный, благодатый свет. По повелению Царя Иоанна Грозного, святой образ был торжественно перенесён в первый казанский православный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Позднее святой образ прославился тем, что помогал защитникам Отечества побеждать врага в период Смутного времени в России, войны с Императором французов Наполеоном Первым и при наступлении фашистских полчищ на  столицу страны. (Устное предание  говорит, что двое священнослужителей РПЦ,  с Казанской иконой Пресвятой Богородицы в руках, облетели на самолёте вокруг Москвы, ограждая её духовно от нападений захватчиков. К этому моменту в Москву пришло известие, что милитаристская Япония отказалась от плана нападения на Советский Союз, что позволило направить войска из Дальнего Востока для обороны Москвы и успешного наступления на врага).

Владыка митрополит Ионафан  обратил внимание пастырей и прихожан на то, что вся историческая полнота Киевской Руси, несмотря на разделения, является единым Уделом Богоматери, Её земным Домом, что все православные русичи имеют духовное послушание беречь её православную душу и православное единство.

Митрополит Ионафан выразил твёрдую уверенность, что настоятель храма, протоиерей Николай Бандур, а также все любящие его прихожане, и впредь останутся верными чадами независимой в своём внутреннем самоуправлении Украинской Православной Церкви, ныне счастливо находящейся под духовным омофором Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия,  канонического Предстоятеля УПЦ.

По окончании богослужения настоятель-протоиерей Николай  Бандур пригласил владыку Ионафана, его сопровождающих и сослужащих гостей разделить праздничную трапезу в церковном доме, за которой имело место братское, непосредственное взаимное общение. По завершении трапезы духовенство, хор и прихожане с пением проводили своего архипастыря прямо к авто, желая ему многих и благих лет.

Чтец Сергий Зинкевич сделал ряд фото, запечатлевших радостные лица прихожан и моменты совершения архиерейской Божественной литургии в Свято-Успенском храме села Старая Ободовка, Тростянецкого благочиния Тульчинской епархии УПЦ, в праздник чудотворной Казанской иконы Божией Матери.