История епархии

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОГО ЦЕРКОВНО-АДМИНИСТРАТИВНОГО УСТРОЕНИЯ ПОДОЛИИ

(по доступным автору статьи архивным материалам)

Как известно, от крещения Руси до половины ХV столетия Подолия и Галиция находились в юрисдикции Митрополита Киевского, который поставлял в города протопопов (благочинных) для руководства всем духовенством. Во второй половине XV ст. церкви и монастыри Галиции и  Подолии светские власти подчинили наместникам львовского городского страросты, но при короле Сигизмунде I (по требованию православного дворянства, мещан и братств) подольское духовенство снова было передано в управление Киевской Митрополии. Город же Брацлав стал административным центром одноименного воеводства.

С 1498 года Брацлав подвергался постоянным опустошениям от крымских татар, нападавших по приказу турецких султанов, воевавших с Польшей.  Их набеги были так часты и такими губительными, что в 1598 году все правительственные и судебные учреждения воеводства были перенесены в более безопасное небольшое местечко — Винницу.

После заключения политического союза Литвы и Польши и образования единого государства — Речи Посполитой началось наступление шляхты и Римского Костёла на православных Белоруссии и Украины, следствием которого стала Брестская церковная уния с Римом.  Со временем началась и нещадная экономическая эксплуатация крепостных крестьян польскими феодалами, в которой принимала активное участие и верхушка еврейского Кагала, арендовавшая их обширные земли на Украине.

Совокупность экономического гнёта и сложных межнационально-религиозных противоречий породило ожесточённое военное противостояние – Хмельниччину, и привело, в конце-концов, к политическому разделу польских территорий между тремя соседними империями (Австрия, Германия, Россия) на продолжительный исторический период.

Польское правительство считало унию обязательной для всех православных подданных на территории Речи Посполитой, а православная вера была поставлена вне закона.

Духовенство, принявшее унию, уравняли в правах с ксендзами и подчинили львовским униатским архиереям, а притесняемое православное — Киевским митрополитам и частично Переяславским епископам.

На Подолии, несмотря на униатско-католическое давление, тогда оставалось 562 православных церквей: в протопопии Брацлавской – 70, в Немировской – 56, Рашковской – 44, Грановской – 52, Краснянской – 40,  Браиловской – 55, Винницкой – 60, Комаргородской – 60, в Ямпольской – 55.

 В 1770 году православные Подольского и Брацлавского воеводств осмелились секретно направить в Санкт-Петербург краснянского протопопа Иоанна Базилевича с сообщением о гонениях. В 1773 году униатский львовский митрополит Лев Шептицкий направил в Волынское и Подольское воеводства Холмского епископа Максимилиана Рыло, который при помощи польских военных команд стал силой захватывать православные церкви для насаждения унии. Вскоре по решению варшавского католического Конгресса 4 апреля 1776 года православное население Правобережной Украины было обложено специальным налогом — харитативою, состоящем из денежной и натуральной частей.

В 1771 и в 1773 годах были предприняты новые обращения православных Подолии в Санкт-Петербург с просьбой защитить их веру. И только в 1786 году под давлением  правительства Императрицы Екатерины II для православного населения польской Правобережной Украины открылась православная епархия.

Правобережная часть Украины вплоть до 1793 года входила в состав католической Речи Посполитой и делилась на 4 воеводства – Киевское (без Киева, который подчинялся России), Волынское, Подольское и Брацлавское.

После II раздела Польши по Именному указу Императрицы Екатерины Великой 13 апреля 1793 года на Правобережье Украины были образованы Изяславская и Брацлавская губернии, а также учреждена пограничная с Австро-Венгрией Каменецкая область.

Вскоре на территории Минской (Белоруссия), Изяславской и Брацлавской губерний была учреждена единая православная епархия. 15 мая 1793 года туда был определен епископ. Им стал архипастырь из Киевской Митрополии именем Виктор, который в мае 1794 г. обратился ко всем униатам обширного края с призывом вернуться к вере отцов. Грамота заканчивалась словами: «Гонения исчезли. Прибегните в объятия  Церкви, Матери вашей, и да насладитеся тишиною совести, и да шествуете путем истины, ведущем вас к благодати…».

Пастырский призыв возымел горячий отклик и уже в феврале 1795 года архиепископ Виктор с радостью сообщил Святейшему Синоду, что «тысяча семьсот церквей с 1032 священниками и миллионом мирян приняты в объятия Православной церкви». В одной только Брацлавской губернии вернулись в Православие 1442 православных храмов.

Учитывая успех православной миссии, Императрица Екатерина II издала Именной указ:«Для лучшего управленія дел духовних…учредить въ первое время одного местнаго архірея,… подъ названіем (титулом) Брацлавского и Подольского, дав ему место (чести) подъ архіреемъ Новгород-Северскимъ». Полное Собрание Законов Российской Империи, 1795 г.

Первым епископом Брацлавским и Подольским определено было быть архимандриту московского ставропигиального Донского монастыря  Иоаникию (Полонному).

Он родился в 1742 году на Волыни в местечке Полонном, потому и  фамилия его была Полонный. 13 мая 1795 г. архимандрит Иоаникий был рукоположен в епископа Брацлавского и Подольского с пребыванием в Каменце Подольском.  (Владыка Иоаникий подвизался на кафедре долгих 24 года и скончался 7 февраля 1819 года на 78 году жизни. Похоронен в Иоанно-Предтеченской церкви г. Каменец-Подольский).

В 1795 г. Брацлавско-Подольскую епархию разделили на уезды: 1) Брацлавский, 2) Тульчинский,   3) Пятигорский, 4) Липовецкий, 5) Винницкий, 6) Хмельницкий, 7) Махнивский, 8)  Сквирский, 9) Литинский, 10) Могилевский, 11) Ямпольский, 12) Бершадский, 13) Гайсинский, 14) Каменецкий, 15) Ушицкий, 16) Проскуровский, 17) Зиньковецкий, 18) Грудецкий, 19) Староконстантиновский, 20) Базилевский, 21) Кременецкий.  А уезды в свою очередь поделили на церковные благочиния.

В конце восемнадцатого века в Брацлавско-Подольской епархии действовало два соборных и 2048 приходских храмов, в которых служили 1865 священников, 1903 диакона и пономаря. Числились еще 69 заштатных священников, 68 заштатных диаконов и пономарей, 319 семинаристов.

В 1797 году часть уездов были переданы в Киевскую и Волынскую губернии, а из Вознесенской епархии присоединены – Балтский и Ольгопольский.

В 1799 году, синодальным указом предписывалось, чтобы города Дубно, Кременец и Староконстантинов, числящиеся в Брацлавской епархии, были отнесены к епархии  Житомирской. С этого момента, уменьшённая в своем составе Брацлавская  епархия должна была называться епархией Подольской. Титул епископа стал «Подольский и Брацлавский».  

В таком административном состоянии, находясь в пределах Подольской губернии, Подольско-Брацлавская епархия оставалась до 1917 года. К сожалению, наступивший политический хаос, гражданская война и кровавые гонения на Церковь в революционной России нарушили сложившееся административно-каноническое устроение Подольского края и потому установить точный порядок замещения кафедры на основании обнаруженных архивных данных в полноте пока не представляется возможным.

Не ранее 1921 года было образовано Тульчинское викариатство Каменец-Подольской епархии, которое пресеклось уже в 1922 году в связи с отпадением епископа Фотия (Маньковского) в обновленчество.

После окончания ВОВ город Винница стал административным областным центром восточной Подолии. Винницкий епископ стал временно управлять и западной частью Подолии  с центром в Хмельницком (ранее именовался Проскуров).

Древний город Каменец Подольский – бывший епархиальный центр упразднённой Подольско-Брацлавской епархии, государственной властью включён был в состав Тернопольской области западной Украины. В настоящее время город Каменец-Подольский — духовно-административный центр одноименной Каменец-Подольской епархии УПЦ.

В 90-х годах ХХ столетия, в связи с крахом идеологии государственного атеизма, в Винницкой епархии, в составе которой был и г. Тульчин, стали быстро возрождаться старые и строиться новые храмы. К концу 1994 года их уже насчитывалось 561.

Учитывая это, Священный Синод УПЦ 4 октября 1994 года принял решение об образовании Тульчинской епархии, путём выделения из Винницкой епархии 16-и восточных благочиний.

В состав новообразованной Тульчинской епархии вошел и древний центр Подольской епархии, некогда многолюдный Брацлав (ныне в нём проживает 6 тысяч человек, в Тульчине — 12,5 тысяч человек).

В 2014 году из Винницкой и Тульчинской епархий Священный Синод УПЦ выделил несколько южных благочиний, из которых была образована третья епархия в Винницкой области — Могилёв-Подольская. Казатинское благочиние Тульчинской епархии тогда же вошло в состав Винницкой епархии.

К сему добавим, что в западной части Подолии — в Хмельницкой области были образованы три самостоятельные епархии УПЦ. Вместе с  Каменец-Подольской епархией все они составили число 7, что является историческим максимумом числа православных епархий на Подолии вообще. 

Протоиерей Роман Рудаков


 ПРАВЯЩИЕ АРХИЕРЕИ БРАЦЛАВСКО-ПОДОЛЬСКИЕ, ПОДОЛЬСКО-БРАЦЛАВСКИЕ, ВИННИЦКО-БРАЦЛАВСКИЕ И ТУЛЬЧИНСКО-БРАЦЛАВСКИЕ 

  1. Архиепископ Иоаникий (Никифорович-Полонский) с 12 апреля 1795 по 7 февраля 1819 года (умер).
  2. Архиепископ Антоний (Соколов) с 15 марта 1819 по 3 апреля 1821 года (умер 29 марта 1827 г.).
  3. Архиепископ Ксенофонт (Троепольский) с 3 июля 1821 по 24 января 1832 года (умер 4 мая 1834г.).
  4. Архиепископ Кирилл (Платонов-Богословский) с 24 января 1832 по 28 марта 1841 года (умер), в октябре 1835 года освятивший храм Рождества Христова г. Тульчина — нынешний Кафедральный собор).
  5. Архиепископ Арсений (Москвин) с 5 апреля 1841 по 6 ноября 1848 года, после Киевский митрополит (умер 28 апреля 1878г.).
  6. Епископ Елпидифор (Бенедиктов) с 6 ноября 1848 по 29 марта 1851 года, со временем архиепископ (умер 31 мая 1861 г.).
  7. Епископ Евсевий (Ильинский) с 29 марта 1851 по 1 марта 1858 года, со временем экзарх Грузии – архиепископ (умер 12 марта 1879 г.).
  8. Архиепископ Иринарх (Попов) с 17 марта 1858 по 20 декабря 1863 года (умер 28 сентября 1868 г.).
  9. Архиепископ Леонтий (Лебединский) с 20 декабря 1863 по 2 октября 1874 года, со временем митрополит Московский (умер 1 августа 1893 г.).
  10. Епископ Феогност (Лебедев) с 7 декабря 1874 по 2 декабря 1878 года, со временем архиепископ Новгородский.
  11. Епископ Маркел (Попель) с 9 декабря 1978 по 6 марта 1882 года.
  12. Епископ Викторин (Любимов) с 6 марта по 21 августа 1882 года (умер).
  13.  Епископ Иустин (Охотин) с 15 марта 1882 по 28 марта 1887 года, со временем архиепископ Херсонский.
  14. Епископ Донат (Соколов-Бобинский) с 28 марта 1887 по 13 декабря 1890 года, со временем архиепископ.
  15. Епископ Димитрий (Самбикин) с 13 декабря 1890 по 1 ноября 1896 года.
  16. Епископ Ириней – с 2 ноября 1896 по 29 апреля 1900 года.
  17. Епископ Христофор (Смирнов) с 29 апреля 1900 по 1 декабря 1904 года.
  18. Епископ Парфений (Левицкий) с 1 декабря 1904 по 15сентября 1908 года.
  19. Епископ Серафим – с 15 сентября 1908 по 22 марта 1914 года. Епископ Митрофан (Афонский) с 22 марта 1914 по октябрь 1917 года.
  20. Епископ Пимен (Пегов) с октября 1917 по декабрь 1919 года.
  21. Епископ Амвросий – с декабря 1919 по июль 1920 года.
  22. Епископ Пимен – с июля 1920 по октябрь 1923 года.
  23. Архиепископ Борис — с октября 1923 по январь 1927 года.
  24. Епископ Варлаам, временно управляющий с января 1927 по январь 1929 года.
  25. Епископ Петр, управляющий с января 1929 по июль 1931 года.
  26. Сщмч. Александр (Петровский) с 25 августа 1933 по 20 мая 1937 года.
  27. Сщмч. Иннокентий (Тихонов) с 5 апреля по  29 ноября 1937 года.
  28. Евлогий (Марковский) с 5 августа 1942 по 1943 год.
  29. Епископ Максим (Бачинский) с 1944 по декабрь 1945года.
  30. Протоиерей Н. М. Салата –  в 1946, уполномоченный Патриаршего экзарха Всея Украины.
  31. Епископ Иаков (Заика) с 2 февраля 1947 по 18 ноября 1948 года.
  32. Епископ Анатолий с 1948 по 1949 год.
  33. Епископ Иннокентий (Зельницкий) с 30 января 1949 по 27 декабря 1951года.
  34. Епископ Андрей (Сухенко) с 27 декабря 1951 по 9 февраля 1954 года в/у, еп. Черновицкий
  35. Епископ Андрей (Сухенко) с 9 февраля 1954 по 17 октября 1955 года.
  36. Архиепископ Симон (Ивановский) с 19 октября 1955 по 14 августа 1961 года. (С 1942 года архиепископ Черниговский и Нежинский. В 1944 году арестован НКВД и до 1954 год отбывал заключение в Сибири на лесоповале).
  37. Архиепископ Иоасаф (Лелюхин) с 14 августа 1961 по 30 марта 1964 года.
  38. Архиепископ Алипий (Хотовицкий) с 30 марта 1964 по 11 ноября 1975 года.
  39. Митрополит Агафангел (Саввин) с 16 ноября 1975 по сентябрь 1991 года. Был незаконно почислен на покой бывшим митрополитом Филаретом (Денисенко) — за противодействие расколу.
  40. Архиепископ Феодосий (Дикун) с сентября 1991 по 1992 год.
  41. Митрополит Агафангел (Саввин)  — 1992 год (восстановлен на кафедре решением Архиерейского собора РПЦ перед переводом в Одессу).
  42. Митрополит Макарий (Свистун) с 22 июня 1992 по 4 октября 1994 года — Винницкий и Брацлавский; (с 4 октября 1994 года по 4 июня 2007 года — Винницкий и Могилёв-Подольский).
  43. Митрополит Симеон (Щостацкий) с 10.06. 2007 по — Винницкий и Могилёв-Подольский; (с 5 января 2013 года — Винницкий и Барский). 17 декабря 2018 года Священный Синод Украинской Православной Церкви запретил в служении митрополита Винницкого и Барского Симеона за уклонение в «автокефальный» раскол ПЦУ.
  44. Архиепископ Варсонофий (Столяр). Решением Священного Синода УПЦ от 17 декабря 2018 г. (журнал № 72) назначен Преосвященным Винницким и Барским.

ТУЛЬЧИНСКО-БРАЦЛАВСКИЕ АРХИЕРЕИ:

44. Епископ Иннокентий (Шестопаль), Тульчинский и Брацлавский  с 1994 по 1999 год.

45. Епископ Ипполит (Хилько), Тульчинский и Брацлавский с 1999 по ноябрь 2006 года.

46. Митрополит Ионафан (Елецких), Тульчинский и Брацлавский, с ноября 2006 года и поныне.


Источники и литература:

 1.    Приходы и церкви Подольской епархии. Под ред. Евфимия Сецинского, 1901 год.

2.     Нариси історії Подільської єпархії (1795-1995), А.К. Лисий.

3.     Подольские епархиальные ведомости 1876г., 1895 г.

4.     Подольские архипастыри (1795-1895). В.Якубович, П. Викул., 1895 г.