История епархии

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОГО ЦЕРКОВНО-АДМИНИСТРАТИВНОГО УСТРОЕНИЯ ПОДОЛЬСКОГО КРАЯ

(по доступным архивным материалам)

Как известно от крещения Руси до половины ХV столетия Подолия и Галиция находились в юрисдикции Митрополита Киевского, который поставлял в города протопопов (благочинных) для руководства всем духовенством.

Во второй половине XV ст. церкви и монастыри Галиции и Подолии светские власти подчинили наместникам львовского городского страросты, но при польском короле Сигизмунде I (по требованию православного дворянства, мещан и братств) подольское духовенство снова было передано в управление Киевской Митрополии. Город Брацлав стал административным центром одноименного воеводства.

С 1498 года Брацлав подвергался постоянным опустошениям от крымских татар, нападавших по приказу турецких султанов, воевавших с Польшей. Их набеги были так часты и такими губительными, что в 1598 году все правительственные и судебные учреждения воеводства были перенесены в более безопасное небольшое местечко — Винницу.

После заключения политического союза Литвы и Польши и образования единого государства — Речи Посполитой началось наступление шляхты и Римского Костёла на православных Белоруссии и Украины, следствием которого стала Брестская церковная уния с Римом. Со временем началась и нещадная экономическая эксплуатация крепостных крестьян польскими феодалами, в которой принимала активное участие и верхушка еврейского Кагала, арендовавшая их обширные земли на Украине.

Совокупность экономического гнёта и сложных межнационально-религиозных противоречий породило ожесточённое военное противостояние – Хмельниччину, и привело, в конце-концов, к политическому разделу польских территорий между тремя соседними империями (Австрия, Германия, Россия) на продолжительный исторический период.

Польское правительство считало унию обязательной для всех православных подданных на территории Речи Посполитой, а православная вера была поставлена вне закона.

Духовенство, принявшее унию, уравняли в правах с ксендзами и подчинили львовским униатским архиереям, а притесняемое православное — Киевским митрополитам и частично Переяславским епископам.

На Подолии, несмотря на униатско-католическое давление, тогда оставалось 562 православных церквей: в протопопии Брацлавской – 70, в Немировской – 56, Рашковской – 44, Грановской – 52, Краснянской – 40, Браиловской – 55, Винницкой – 60, Комаргородской – 60, в Ямпольской – 55.

 В 1770 году православные Подольского и Брацлавского воеводств осмелились секретно направить в Санкт-Петербург краснянского протопопа Иоанна Базилевича с сообщением о гонениях. В 1773 году униатский львовский митрополит Лев Шептицкий направил в Волынское и Подольское воеводства Холмского епископа Максимилиана Рыло, который при помощи польских военных команд стал силой захватывать православные церкви для насаждения унии. Вскоре по решению варшавского католического Конгресса 4 апреля 1776 года православное население Правобережной Украины было обложено специальным налогом — харитативою, состоящем из денежной и натуральной частей.

В 1771 и в 1773 годах были предприняты новые обращения православных Подолии в Санкт-Петербург с просьбой защитить их веру. И только в 1786 году под давлением правительства Императрицы Екатерины II для православного населения польской Правобережной Украины открылась православная епархия.

Правобережная часть Украины вплоть до 1793 года входила в состав католической Речи Посполитой и делилась на 4 воеводства – Киевское (без Киева, который подчинялся России), Волынское, Подольское и Брацлавское.

После II раздела Польши по Именному указу Императрицы Екатерины Великой 13 апреля 1793 года на Правобережье Украины были образованы Изяславская и Брацлавская губернии, а также учреждена пограничная с Австро-Венгрией Каменецкая область.

Вскоре на территории Минской (Белоруссия), Изяславской и Брацлавской губерний была учреждена единая православная епархия. 15 мая 1793 года туда был определен епископ. Им стал архипастырь из Киевской Митрополии именем Виктор, который в мае 1794 г. обратился ко всем униатам обширного края с призывом вернуться к вере отцов. Грамота заканчивалась словами: «Гонения исчезли. Прибегните в объятия Церкви, Матери вашей, и да насладитеся тишиною совести, и да шествуете путем истины, ведущем вас к благодати…».

Пастырский призыв возымел горячий отклик и уже в феврале 1795 года архиепископ Виктор с радостью сообщил Святейшему Синоду, что «тысяча семьсот церквей с 1032 священниками и миллионом мирян приняты в объятия Православной церкви». В одной только Брацлавской губернии вернулись в Православие 1442 православных храмов.

Учитывая успех православной миссии, Императрица Екатерина II издала Именной указ:«Для лучшего управленія дел духовних…учредить въ первое время одного местнаго архірея,… подъ названіем (титулом) Брацлавского и Подольского, дав ему место (чести) подъ архіреемъ Новгород-Северскимъ». Полное Собрание Законов Российской Империи, 1795 г.

Первым епископом Брацлавским и Подольским определено было быть архимандриту московского ставропигиального Донского монастыря Иоаникию (Полонному).

Он родился в 1742 году на Волыни в местечке Полонном, потому и фамилия его была Полонный. 13 мая 1795 г. архимандрит Иоаникий был рукоположен в епископа Брацлавского и Подольского с пребыванием в Каменце Подольском. (Владыка Иоаникий подвизался на кафедре долгих 24 года и скончался 7 февраля 1819 года на 78 году жизни. Похоронен в Иоанно-Предтеченской церкви г. Каменец-Подольский).

В 1795 г. Брацлавско-Подольскую епархию разделили на уезды: 1) Брацлавский, 2) Тульчинский, 3) Пятигорский, 4) Липовецкий, 5) Винницкий, 6) Хмельницкий, 7) Махнивский, 8) Сквирский, 9) Литинский, 10) Могилевский, 11) Ямпольский, 12) Бершадский, 13) Гайсинский, 14) Каменецкий, 15) Ушицкий, 16) Проскуровский, 17) Зиньковецкий, 18) Грудецкий, 19) Староконстантиновский, 20) Базилевский, 21) Кременецкий. А уезды в свою очередь поделили на церковные благочиния.

В конце восемнадцатого века в Брацлавско-Подольской епархии действовало два соборных и 2048 приходских храмов, в которых служили 1865 священников, 1903 диакона и пономаря. Числились еще 69 заштатных священников, 68 заштатных диаконов и пономарей, 319 семинаристов.

В 1797 году часть уездов были переданы в Киевскую и Волынскую губернии, а из Вознесенской епархии присоединены – Балтский и Ольгопольский.

В 1799 году, синодальным указом предписывалось, чтобы города Дубно, Кременец и Староконстантинов, числящиеся в Брацлавской епархии, были отнесены к епархии Житомирской. С этого момента, уменьшённая в своем составе Брацлавская епархия должна была называться епархией Подольской. Титул епископа стал «Подольский и Брацлавский». 

В таком административном состоянии, находясь в пределах Подольской губернии, Подольско-Брацлавская епархия оставалась до 1917 года. К сожалению, наступивший политический хаос, гражданская война и кровавые гонения на Церковь в революционной России нарушили сложившееся административно-каноническое устроение Подольского края и потому установить точный порядок замещения кафедры на основании обнаруженных архивных данных в полноте пока не представляется возможным.

Не ранее 1921 года было образовано Тульчинское викариатство Каменец-Подольской епархии, которое пресеклось уже в 1922 году в связи с отпадением епископа Фотия (Маньковского) в обновленчество.

После окончания ВОВ город Винница стал административным областным центром восточной Подолии. Винницкий епископ стал временно управлять и западной частью Подолии с центром в Хмельницком (ранее именовался Проскуров).

Древний город Каменец Подольский – бывший епархиальный центр упразднённой Подольско-Брацлавской епархии, государственной властью включён был в состав Тернопольской области западной Украины. В настоящее время город Каменец-Подольский — духовно-административный центр одноименной Каменец-Подольской епархии УПЦ.

В 90-х годах ХХ столетия, в связи с крахом идеологии государственного атеизма, в Винницкой епархии, в составе которой был и г. Тульчин, стали быстро возрождаться старые и строиться новые храмы. К концу 1994 года их уже насчитывалось 561.

Учитывая это, Священный Синод УПЦ 4 октября 1994 года принял решение об образовании Тульчинской епархии, путём выделения из Винницкой епархии 16-и восточных благочиний.

В состав новообразованной Тульчинской епархии вошел и древний центр Подольской епархии, некогда многолюдный Брацлав (ныне в нём проживает 6 тысяч человек, в Тульчине — 12,5 тысяч человек).

В 2014 году из Винницкой и Тульчинской епархий Священный Синод УПЦ выделил несколько южных благочиний, из которых была образована третья епархия в Винницкой области — Могилёв-Подольская. Казатинское благочиние Тульчинской епархии тогда же вошло в состав Винницкой епархии.

К сему добавим, что в западной части Подолии — в Хмельницкой области были образованы три самостоятельные епархии УПЦ. Вместе с Каменец-Подольской епархией все они составили число 7, что является историческим максимумом числа православных епархий на Подолии вообще. 

Протоиерей Роман Рудаков

 ПРАВЯЩИЕ АРХИЕРЕИ БРАЦЛАВСКО-ПОДОЛЬСКИЕ, ПОДОЛЬСКО-БРАЦЛАВСКИЕ, ВИННИЦКО-БРАЦЛАВСКИЕ И ТУЛЬЧИНСКО-БРАЦЛАВСКИЕ 

  1. Архиепископ Иоаникий (Никифорович-Полонский) с 12 апреля 1795 по 7 февраля 1819 года (умер).
  2. Архиепископ Антоний (Соколов) с 15 марта 1819 по 3 апреля 1821 года (умер 29 марта 1827 г.).
  3. Архиепископ Ксенофонт (Троепольский) с 3 июля 1821 по 24 января 1832 года (умер 4 мая 1834г.).
  4. Архиепископ Кирилл (Платонов-Богословский) с 24 января 1832 по 28 марта 1841 года (умер), в октябре 1835 года освятивший храм Рождества Христова г. Тульчина — нынешний Кафедральный собор).
  5. Архиепископ Арсений (Москвин) с 5 апреля 1841 по 6 ноября 1848 года, после Киевский митрополит (умер 28 апреля 1878г.).
  6. Епископ Елпидифор (Бенедиктов) с 6 ноября 1848 по 29 марта 1851 года, со временем архиепископ (умер 31 мая 1861 г.).
  7. Епископ Евсевий (Ильинский) с 29 марта 1851 по 1 марта 1858 года, со временем экзарх Грузии – архиепископ (умер 12 марта 1879 г.).
  8. Архиепископ Иринарх (Попов) с 17 марта 1858 по 20 декабря 1863 года (умер 28 сентября 1868 г.).
  9. Архиепископ Леонтий (Лебединский) с 20 декабря 1863 по 2 октября 1874 года, со временем митрополит Московский (умер 1 августа 1893 г.).
  10. Епископ Феогност (Лебедев) с 7 декабря 1874 по 2 декабря 1878 года, со временем архиепископ Новгородский.
  11. Епископ Маркел (Попель) с 9 декабря 1978 по 6 марта 1882 года.
  12. Епископ Викторин (Любимов) с 6 марта по 21 августа 1882 года (умер).
  13.  Епископ Иустин (Охотин) с 15 марта 1882 по 28 марта 1887 года, со временем архиепископ Херсонский.
  14. Епископ Донат (Соколов-Бобинский) с 28 марта 1887 по 13 декабря 1890 года, со временем архиепископ.
  15. Епископ Димитрий (Самбикин) с 13 декабря 1890 по 1 ноября 1896 года.
  16. Епископ Ириней – с 2 ноября 1896 по 29 апреля 1900 года.
  17. Епископ Христофор (Смирнов) с 29 апреля 1900 по 1 декабря 1904 года.
  18. Епископ Парфений (Левицкий) с 1 декабря 1904 по 15сентября 1908 года.
  19. Епископ Серафим – с 15 сентября 1908 по 22 марта 1914 года. Епископ Митрофан (Афонский) с 22 марта 1914 по октябрь 1917 года.
  20. Епископ Пимен (Пегов) с октября 1917 по декабрь 1919 года.
  21. Епископ Амвросий – с декабря 1919 по июль 1920 года.
  22. Епископ Пимен – с июля 1920 по октябрь 1923 года.
  23. Архиепископ Борис — с октября 1923 по январь 1927 года.
  24. Епископ Варлаам, временно управляющий с января 1927 по январь 1929 года.
  25. Епископ Петр, управляющий с января 1929 по июль 1931 года.
  26. Сщмч. Александр (Петровский) с 25 августа 1933 по 20 мая 1937 года.
  27. Сщмч. Иннокентий (Тихонов) с 5 апреля по 29 ноября 1937 года.
  28. Евлогий (Марковский) с 5 августа 1942 по 1943 год.
  29. Епископ Максим (Бачинский) с 1944 по декабрь 1945года.
  30. Протоиерей Н. М. Салата – в 1946, уполномоченный Патриаршего экзарха Всея Украины.
  31. Епископ Иаков (Заика) с 2 февраля 1947 по 18 ноября 1948 года.
  32. Епископ Анатолий с 1948 по 1949 год.
  33. Епископ Иннокентий (Зельницкий) с 30 января 1949 по 27 декабря 1951года.
  34. Епископ Андрей (Сухенко) с 27 декабря 1951 по 9 февраля 1954 года в/у, еп. Черновицкий
  35. Епископ Андрей (Сухенко) с 9 февраля 1954 по 17 октября 1955 года.
  36. Архиепископ Симон (Ивановский) с 19 октября 1955 по 14 августа 1961 года. (С 1942 года архиепископ Черниговский и Нежинский. В 1944 году арестован НКВД и до 1954 год отбывал заключение в Сибири на лесоповале).
  37. Архиепископ Иоасаф (Лелюхин) с 14 августа 1961 по 30 марта 1964 года.
  38. Архиепископ Алипий (Хотовицкий) с 30 марта 1964 по 11 ноября 1975 года.
  39. Митрополит Агафангел (Саввин) с 16 ноября 1975 по сентябрь 1991 года. Был незаконно почислен на покой бывшим митрополитом Филаретом (Денисенко) — за противодействие расколу.
  40. Архиепископ Феодосий (Дикун) с сентября 1991 по 1992 год.
  41. Митрополит Агафангел (Саввин) — 1992 год (восстановлен на кафедре решением Архиерейского собора РПЦ перед переводом в Одессу).
  42. Митрополит Макарий (Свистун) с 22 июня 1992 по 4 октября 1994 года — Винницкий и Брацлавский; (с 4 октября 1994 года по 4 июня 2007 года — Винницкий и Могилёв-Подольский).
  43. Митрополит Симеон (Щостацкий) с 10.06. 2007 по — Винницкий и Могилёв-Подольский; (с 5 января 2013 года — Винницкий и Барский). 17 декабря 2018 года Священный Синод Украинской Православной Церкви запретил в служении митрополита Винницкого и Барского Симеона за уклонение в раскол «ПЦУ».
  44. Архиепископ Варсонофий (Столяр). Решением Священного Синода УПЦ от 17 декабря 2018 г. (журнал № 72) назначен Преосвященным Винницким и Барским.

ТУЛЬЧИНСКО-БРАЦЛАВСКИЕ АРХИЕРЕИ

44. Епископ Иннокентий (Шестопаль), Тульчинский и Брацлавский с 1994 по 1999 год.

45. Епископ Ипполит (Хилько), Тульчинский и Брацлавский с 1999 по ноябрь 2006 года.

46. Митрополит Ионафан (Елецких), Тульчинский и Брацлавский, с ноября 2006 года и поныне.

ИСТОЧНИКИ

 1. Приходы и церкви Подольской епархии. Под ред. Евфимия Сецинского, 1901 год.

2. Нариси історії Подільської єпархії (1795-1995), А.К. Лисий.

3. Подольские епархиальные ведомости 1876г., 1895 г.

4. Подольские архипастыри (1795-1895). В.Якубович, П. Викул., 1895 г.


ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ОЧЕРКУ

Нижеследующий второй очерк – это сокращённая первая часть труда, ушедшего в лучший мир украинского историка-краеведа Павла Тихоновича Норчака, о драматических событиях на Брацлавщине во времена владычества на Подольских землях Великого Княжества Литовского, а позднее Речи Посполитой. Стилистическое обновление и форматирование русского текста труда П.Т. Норчака, а также курсивные примечания в нём выполнил А.Е. Заголовки в настоящей  публикации — рабочие.

О ПРИСОЕДИНЕНИИ КИЕВО-РУССКОЙ ПОДОЛИИ К ЛИТВЕ, О ВОЙНАХ ЛИТВЫ С КРЫМЧАКАМИ.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ БРАЦЛАВСКОГО ВОЕВОДСТВА В СОСТАВЕ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ

(По неизданному труду  украинского исследователя-краеведа Павла Тихоновича Норчака)

В ситуации разорения Киевского государства монгольскими войсками хана Батыя, пользуясь междоусобной борьбой русских удельных князей, Великие Князья Литовские решили присоединить к себе часть южнорусских земель. В 1362 году Великий Князь Литовский Ольгерд Гедиминович нанёс поражение войскам ордынских военачальников — Котлобуге и Хаджыбею — на берегах реки «Синие воды», (ныне Синюха), — притоке Южного Буга. Остатки разбитых монголо-татарских войск укрылась в Крыму, а часть в Добрудже.  С этого события значительная часть юго-западной Руси, в том числе и Брацлавщина вместе с древним славянским поселением Вербич, освободившись от монгольской  орды, переходит под власть и защиту Великого Княжества Литовского. Позднее войска крымско-татарской орды попытались захватить подольские земли, но русские князья Литвы — Михаил и Константин Острожские — на реке Уманке наголову разбили захватчиков.

Карта Великого Княжества Литовского

По вхождении Подолии в состав Великого Княжества Литовского, Брацлавщина, вместе  с селением Вербич (будущий Гранов), попадает под власть князя Карнатовича, который принимает меры по расширению и укреплению поселения Вербич. Князь переселяет на Брацлавщину русичей из своих галицких владений, наделяя их землями с предоставлением налоговых послаблений (льгот), поскольку большая часть местного населения, спасаясь от кровавых набегов крымско-монгольской орды и порабощения, разбежалась в более безопасные области Руси.

Литовские князья стали создавать на юго-западной Руси города-укрепления для надёжной обороны края от частых набегов крымских татар. Были основаны такие крепости-города как Брацлав, Винница и другие, которые стали центрами хозяйства и культуры того времени. При этом, сами литовские князья не преминули эксплуатировать подольских русичей, опираясь на зажиточных селян, которых подкупали различными привилегиями.

Литовский правитель, Великий Князь Ольгерд,  живший в Каменце Подольском, умер в 1377 году и его сменил Великий Князь Витовт. К нему на службу в Каменец прибыл из Польши Грановский Михаил. Будучи у Витовта в должности старосты (вийта), Грановский занялся строительством новых и ремонтом старых оборонительных сооружений-замков.  

За усердие и успехи пан Грановский получил от князя Витовта хорошее вознаграждение – все земли Брацлавщины, в том числе и селение Вербич, который тогда насчитывал 87 дворов и 450 человек жителей.  В начале XV века владелец Вербича – Михаил Грановский  — стал преобразовывать это селение в город, который назвал своим именем – Гранов. В переписи Брацлавского воеводства с начала XV века Гранов уже числился как город. Такое же преобразование произошло с Городком,  Иван-городом,  Вербическим хутором (ныне село Марковка), селищем Рознянна (ныне село Рахновка) и др.

Несмотря на принятые меры по созданию множества городов-крепостей и других опорных пунктов, крымско-татарские набеги всё-же причиняли Подолии и её восточной части — Брацлавщине тяжелейшие разрушения. Крымчаки постоянно грабили, разоряли, сжигали поселения и уводили их жителей в Крым для продажи в рабство.

Так в 1390 году на селище Рознянна (сейчас село Рахновка) напал крымско-татарский отряд,  который за несколько часов уничтожил 300 человек жителей.  Жестокую борьбу с ордынскими крымско-татарскими набегами вели и литовские князья,  и всё русско-украинское население Подолии. В 1399 году русичи-подоляне  совместно с литовскими войсками и под руководством Великого Князя Витовта, выступили на борьбу с крымско-татарской ордой. Битва произошла 12 .VIII.1399 года на берегах реки Ворсклы, в которой литовские войска были разгромлены, а сам Витовт едва не попал в плен.

Богатые русско-украинские края, плодородная земля нравилась не только татарам и литовским князьям, но и польской шляхте. Польский король и магнаты в конце XIV столетия стали требовать от Великого Князя Витовта, чтобы он отдал им западную часть Подолии, угрожая, что в противном случае они с Литвой разорвут дипломатические отношения. Во избежание обострений отношений с Польшей, Витовт в 1394 году  уступил польскому королю Станиславу Ягайло северную и западную часть Подолии, по город Винницу включительно. Литовцам осталась восточная часть Подолии – от Винницы на восток, до границ с Киевщиной.

После смерти Великого Князя Витовта в 1430 престол в Литве занял князь Свидригайло Ольгердович – брат польского короля Станислава Ягайло. Великий Князь Свидригайло отобрал у поляков западную часть Подолии. Поляки ушли в пограничную с Подолией область  — Червоную Русь — и собирают там из шляхты (дворян) войско, которое подступило к городу Каменец и с помощью местной шляхты овладели им и несколькими соседними городами.

В 1431 году поляки официально объявляют войну Великому Князю Свидригайло и отвоёвывают у него часть западной Подолии, которая в 1435 году объявляется польским воеводством. Затем поляки направились войском на Брацлавщину – к городу Брацлаву, чтобы пленить там самого Великого Князя Свидригайло.  Но литовские войска, поддерживаемые местным населением, дали полякам решительный отпор.

Борьба поляков за Брацлавщину продолжалась до смерти польского короля Ягайло, умершего во Львове 31 мая 1434 года. Восточной частью Подолии – Брацлавщиной – Великий Князь Литовский Свидригайло владел до самой своей кончины в 1452 году. После смерти Свидригайло Литовские Великие Князья отказались от Брацлавщины, которую постоянно и сильно разоряли крымские татары, вместе с турками. Последние 70 лет считали Брацлавщину территорией Османской империи. На долю Брацлавщины выпала очень тяжёлая оборонительная война с чужеземными захватчиками, с набегами орд крымских татар, и с притязаниями Польши — на протяжении почти двух столетий.

В ряду многих опустошительных крымско-татарских набегов известно нападение большого отряда крымчаков 23 июня 1517 года на Гранов. Набег был внезапный, не все люди успели скрыться.  27 человек — детей и стариков — были убиты, 19 мужчин и 38 женщин взяты в плен для продажи в рабство. Было сожжено 7 крестьянских усадеб и несколько панских построек, угнаны стада скота. Для защиты от набегов крымчаков, по приказу пана Грановского в 1519 году в самом Гранове была построена крепость. Однако, далеко не все польские паны утруждали себя борьбой с крымскими татарами на русско-украинских землях. Поэтому простые русины вынуждены были встать на защиту своего края.  Люди, убегавшие от польско-панского гнёта, стали собираться в летучие,  подвижные отряды, избирать себе атаманов-предводителей, стали нападать на татар-крымчаков, отбивать  у них награбленное имущество и пленённых людей, мстить жестоким захватчикам за их злодеяния. Своих защитников народ прозвал «казаками». (Так разные племена степняков тюрков именовали всех вольных и независимых людей. А.Е.).

В 1552 году казаки, под руководством атамана Дмитрия Вишневецкого, по прозвищу Байда, на днепровском острове Хортица соорудили  укреплённую крепость – Запорожскую сечь. С той поры казаки не только защищали Украину-Русь от грабителей – крымских татар и турок, но и самостоятельно шли походами в Крым и даже в Турцию для освобождения из рабства своих земляков. Среди запорожцев были и Грановские храбрые казаки, такие как Панас Дронь, Василий Хлопченко, Яков Столяр и другие.

(Примечание. Запорожская сечь стала автономным центром вольного казачества. Борьба за свободу отечества от польского владычества, борьба за «русскую» православную веру стала идейным знаменем казаков-запорожцев. Сечь стала горнилом рождения православно-национального самосознания украинцев-русичей. Недальновидная внутренняя политика польских центральных властей и местных магнатов, жестокое ограбление и угнетение ими православного населения Руси породила не только мощное антипольское движение казачества, но и привело к отделению левобережной Украины к Московскому Царству, а, позднее, к постепенному разделу Речи Посполитой между соседними государствами. А.Е.).

БРАЦЛАВСКОЕ ВОЕВОДСТВО ПРИ ПОЛЬСКОМ ВЛАДЫЧЕСТВЕ

Сравнительно мягкое Литовское управление подольской Брацлавщиной длилось более двух веков — с 1362 года по 1569 год. В 1566 году Брацлавщина получила статус воеводства Великого Княжества ЛитовскогоМестный шляхетский сеймик из-за разрушительных набегов крымских татар на Брацлав, стал заседать в небольшом местечке Винница.

Карта Речи Посполитой в 1619 г. (Брацлавское воеводство — на юго-западной админгранице с Великим Княжеством Русским)

Через три года (1569 г.) над всей Подолией установилась власть Речи Посполитой, — власть польского  короля и польских владетельных магнатов.

Брацлавщина, будучи уже польским воеводством, получила право представительства в столичном, Варшавском Сейме. Её плодородные земли стали активно захватывать нахлынувшие польские магнаты и шляхтичи. В польском Брацлавском воеводстве стали вводиться польско-феодальные порядки и насильственно насаждаться католическая, антиправославная унии.

Польский король щедрой рукой раздавал своей знати земельные угодья на Брацлавщине, куда прибыло множество польских магнатов и чиновников: воевод, каштелян, подкоморных, хорунжих, судей и т. д. Хотя, согласно договорному союзу (политической унии), на все должности должны были назначаться русины. Эксплуатации и унижениям над русским населением не было предела. Польские паны называли русинов только холопами, быдлом (скотом). После религиозной унии 1569 года иезуиты приложили много усилий для унизации, т. е. окатоличивания православного русско-украинского населения. Установилось жестокое крепостное право.

О Подолии не забывали и крымские татары. Так, крымский хан Менглы Гирей совершил кровавый набег на Подолию и причинил ей сильные разрушения. Последующие набеги крымских татар нанесли Подолии такие разорения, что к концу XV века Брацлавщина пришла в глубокий экономический упадок. Люди, не выдерживая издевательств шляхты, выражали бурный протест, вплоть до покушений на своего угнетателя, но расплачивались за это очень дорого  и, чаще всего, жизнью. Так в Гранове (статья в газете “Колхозная правда” №12/196 от 31.VII.1968 года) по приказу шляхтича Сенявского на базарной площади был установлен т.н. позорный столб. К нему привязывали провинившегося и палач железными когтями наносил ему столько ударов, сколько укажет пан. Такой пытки почти никто не выдерживал и истязаемые умирали. А девушек и женщин, не имевших мужа, но родивших ребёнка, также привязывали к этому позорному столбу и на глазах всего схода жителей вырывали когтями внутренности. Но никакие панские наказания и пытки не запугали жителей Гранова: ни одно казацкое восстание не проходило без их участия. Они были в военных походах гетмана Петра Сагайдачного, в войсках гетманов нереестровых казаков (Тараса Трясыло в 1630 году), а также в восстаниях, возглавляемых Павлюком и Димитрием Гуней.

Жестокая эксплуатация и всевозможные издевательства польских магнатов и шляхтичей над русско-украинским населением необратимо привели к всенародному восстанию против владычества Польши. Восстание 1648 – 1654 года возглавил Гетман Богдан Хмельницкий.  После многих военных столкновений с поляками, по Зборовскому мирному договору  Брацлавское воеводство  отошло под власть Хмельницкого. Однако, в битве с польскими войсками под Берестечком казаки были разбиты. Территория, принадлежавшая запорожцам, ужалась до размеров  Киевского воеводства. А Брацлавщина опять отошли полякам. Под прикрытием польской армии в свои бывшие владения на Брацлавщине возвратились поляки, магнаты, шляхта и ксендзы. 2 июня 1652 года на берегах Южного Буга, в урочище горы Батог, что вниз по течению реки от города Ладыжина, польская армия была разгромлена казаками. (Взаимное ожесточение сторон к этому событию достигло своего апогея: в ответ на жестокие казни русинов и казаков, Богдан Хмельницкий выкупил из крымского плена несколько десятков тысяч пленных польских офицеров и солдат, а также знатных магнатов, которых козаки нещадно предали смерти. АЕ.). Вся польская шляхта устремилась на запад и вновь безраздельным хозяином Брацлавского воеводства стали запорожские казаки.

Но эта крупная победа русско-украинского казачества над польскими войсками не принесла русичам желанного мира и счастья, поскольку между казацкими партиями и военачальниками начались ожесточённые споры. В жёсткой борьбе друг с другом казачьи верха стали призывать на свою сторону поляков и крымских татар, которые принялись за старое: грабить и угонять в рабство местных жителей. Начался затяжной тяжелейший период, известный в истории Украины как Руина. Подолия была так разорена, словно её снова опустошила крымско-татарская орда хана Менглы Гирея.

В 1674 году, утомлённые постоянными битвами, тревогами и неопределённостью своего положения казаки Кальницкого полка, а также жители местечек и сёл Грановщины, ушли на восток искать спокойные места для жизни. Они избрали себе место жительства на берегу Орели (в нынешней Полтавской области), а своё поселение назвали «Граново». Только через сорок лет Русь-Украина вновь стала постепенно заселяться.

(В условиях войны Польши и Османской империи, постоянного наступления католической унии на православие, в ужасающих обстоятельствах  Руины глаза православных русичей Украины стали с надеждой смотреть на северо-восток, в сторону православного Московского  Царства. Истерзанная и разрушенная Русь-Украина стала обузой для османской Турции и Константинопольского патриарха, который вместе со своим  Синодом, в ответ на прошения Московских Царей, передал свою неспокойную и разорённую заморскую Киевскую митрополию под управление и духовное попечение патриарха Московского и всея Руси. 

Вассальное Крымское ханство отложилось от Османской империи (1774 г.), а позднее было включено в состав империи Российской (1783 г). Военные походы крымских татар на Русь прекратились и ушли в историю. — А.Е.).

И С Т О Ч Н И К И

  1. «Подольские Епархиальные ведомости» – № 32 за 1891 год, с. 939-940.
  2. Газета «Радянське село» от 28. 1961 г., из истории Гайсинщины, В. Броский.
  3. Журнал «Киевская старина» 1888 г. том 20-й, № 13; статья В. Антоновича «Грановщина», с. 75-98.
  4. «Сторож Польши  т. II 1845 год. Труды Балинского и Липинского.
  5. М. Балинский и Т. Лепинский «Старожилая Польша» изд. II за 1885 год, «Местечко Сенява».
  6. «Киевская старина», В. Антонович «Грановщина», с. 75-93.
  7. А. Ефименко «Южная Русь», статья «Правобережная Украина» с. 114-143. Гранов при гайдаматском движении.
  8. «Архив Юго-западной Руси», часть 3, том III за 1876 год, «Винницкая городская книга» – 1734-1736 годы,  № 1, 2, 3 за 1737 год и № 45, 46, 48, 49, 50, 52 за 1738 год.
  9. Д. Мордовцев «Гайдаматчина», 1884 год, с. 42, 63, 195, 253, 281 – историческая монография; «Уманская резня» Г. П. Данилевский, т. XII – 1901 год,  с. 165; «Уманская резня», Вероника Крепбе, 1879 год, с. 29 и 34.

10.  М. А. Максимович «Собрание починений», том. I, 1876 год «Колеивщина», с. 602, 603 и 646.

11.  «Русская мисль», том. 22, 1901 год, книга II, с. 63.

12.  А. Скальский «История новой сечи или последнего коша Запорожского», часть II, 1885 год , с. 141. Липпоман «Бунт гайдамаков на Украине»,  его записки, 1854 год, с. 39, на польском языке.

13.  Журнал «Киевская страница», 1887 г. № 2 с. 483; 1890 г., с. 52; 1890 г. № 29 с. 278.

14.  «Украинский архив», В. А. Н., том II,V – 1913 год.  — Литература о гайдамацком движении на Украине.

15.  Пузырёвский «Польско-Русская война»,  1830-1831 год.  Изд. 1880 г., глава X, с. 277.

16.   «Киевская старина”, июнь 1905 г., статья «К истории польского восстания в юго-западном крае», 1831 г. Описание.  П. Клебановский «Сражение русских с поляками под местечком Дашевом»,  2.VI.1831 год, с. 424-465.

17.  П. Семёнов «Географический – статистический словарь Российской империи», том I, 1863 г. с. 608-686.  Б. К. Гульдман «Опыт географическо-статистического описания».  Каменец-Подольский, 1889 г.,  с. 218, 257, 360. «Городские поселения в Российской империи», том IV-V, 185 (?)-64 год, с. 103. А. Крылов  «Населёные местечки Подольской губернии», 1905 год.

18.  Труды Подольской епархии исторического статистического комитета,  книга 9, изд. 9-ое, 1901 год, с. 305-306; «Подольские апархии ведомости», 1896 год, № 43, с. 1396. Общий обзор истории Грановщины.  Г. Н. Батюшков «Подолия»,  с. 208-321.


Дополнительный картографический материал

Три этапа формирования древнего Русского государства князьями из династии Рюриковичей