В ПРАЗДНИК БОГОЯВЛЕНИЯ ПРАВЯЩИЙ И ВИКАРНЫЙ АРХИЕРЕИ ТУЛЬЧИНСКОЙ ЕПАРХИИ СОВЕРШИЛИ БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ В КАФЕДРАЛЬНОМ ХРИСТО-РОЖДЕСТВЕНСКОМ СОБОРЕ

По обычаю в Тульчинском кафедральном соборе были отправлены ночная и дневная Службы Божии (Божественные Литургии), после которых была совершена Великая Агиасма — особый чин Великого Водоосвящения.
На литургии митрополит Ионафан напомнил прихожанам о сути праздника Богоявления: на Иордане явилась Божественная Святая Троица – Отец, Сын и Святой Дух, — Бог единый и единосущный. На этом чуде Бог-Отец засвидетельствовал Своим гласом об истинной Божественности Господа Иисуса Христа, ибо назвал Его Своим Единородным Сыном. Слова Бога-Отца свидетельствал Своим явлением и Бог Дух Святой, парящий над главой Господа Иисуса Христа в виде голубя.
Об этом чуде Тройческого Богоявления и начале поклонения людей Святой Троице говорится в т.н. тропаре и кондаке, — в основных песнопениях праздника.
«Во Иордане крещением Твоим, Господи, / Троице явилось поклонение: / Родителя бо глас свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Тя Сыном именуя, / и Дух, в виде голубином, / известил слова сего утверждения. / Явил Ся нам Ты, Христе Боже, / и мир (богознанием) просветил! Слава Тебе!»
Кондак (для понятности в церковнорусском изложении)
«Явился Ты днесь Вселенной / и Свет Твой, Господи, (в нашем личном крещении) назнаменовал (крест) Твой на нас, / — разумом воспевающих Тя: «Пришел еси и явился еси /(божественный) Свет неприступный!».
Владыка Ионафан также напомнил прихожанам, что действием божественной благодати освящённая вода приобретает живительную силу первозданной материи.
Освященную богоявленскую воду, с предваряющим осенением себя крестным знамением, в течение года, натощак и помалу испивают из уготованного чистого сосуда — во исцеление души и тела, во отгнание всяких лукавых, бесовских наваждений.
Крещенской водой окропляются помещения в жилищах и хозяйственные строения, а также помещения для домашних животных — самостоятельно, а лучше через священнослужителя, который прочитает начальные молитвы и споёт крещенские церковные песнопения.
Митрополит Ионафан поздравил клириков собора и прихожан с праздником Богоявления и пожелал всем крепкого здоровья, сил, терпенья и обилия побеждающей всякое зло Любви Божией.
Пресс-служба Тульчинской епархии УПЦ
Справка о крещенских купаниях
Что до обычая, ставших популярными крещенских массовых купаний, то такового уставного чина древняя Церковь не знала. Разве что, имели место благоговейные, с молитвой, погружения паломников в освященные, и далеко не ледяные, воды реки Иордан, где некогда крестился Спаситель. У нас крещенское купание стало распространяться в прошлом столетии среди малоцерковных людей, как своеобразная подмена церковного Таинства покаяния (исповеди): мол, купания в праздник Крещения Господня, якобы «смывают» накопленные за год грехи.
Но купания в крещенской проруби не являются повторением чина Таинства крещения, в котором крещаемому действительно прощаются личные грехи и обессиливается грех первых людей – непослушание Богу и забвение Его.
Для некоторых людей купания в крещенской проруби или водоёме стали видом зимнего развлечения, с большой долей спортивного задора, что широко показывает телевидение.
Православным надо всегда помнить, что религиозной необходимости в таковом виде водного «спорта» нет. Достаточно благоговейно испить крещенскую воду после её освящения в приходском храме или в домашних условиях, чтобы спасительная божественная благодать, в меру нашей веры во Спасителя Христа Бога, произвела своё воистину освящающее действие.
Кстати, русские православные староверы таковой спортивной или наивно-магической «новодельной традиции» не знают и доселе.