УКАЗ МИТРОПОЛИТА ИОНАФАНА ДУХОВЕНСТВУ ТУЛЬЧИНСКОЙ ЕПАРХИИ УПЦ О ВРЕМЕНИ И ПОРЯДКЕ СОВЕРШЕНИЯ ПАСХАЛЬНОЙ ЗАУТРЕНИ, БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ И ИСПОВЕДИ

Дорогие собратья-пастыри!

Усердно помолясь Богу и Пресвятой Богородице, учитывая многосложные обстоятельства, связанные с введением общенационального коронавирусного карантина, в заботе о безопасном отправлении пасхальных чинопоследований Заутрени и Божественной литургии, равно и о безопасном совершении святого Таинства покаяния (исповеди),  настоящим  указом  смиренно  б л а г о с л о в л я ю  к  обязательному исполнению всеми настоятелями епархиальных храмов,  а также игумену и игумении двух епархиальных монастырей, нижеследующих богослужебно-пастырских положений и наставлений :

1. Поелику в ночное время на прихрамовых территориях отсутствует достаточное электрическое освещение, при котором причащать верных Святыми Дарами крайне небезопасно, следует начинать совершение пасхальной Заутрени на рассвете, когда небо достаточно просветлеет, то есть, «заутра рано», как написано в Евангелии о женах-мироносицах, пришедших ко гробу воскресшего Спасителя мира, и как служили сию Заутреню наши благочестивые православные предки. 

2. Перед началом чина пасхальной Заутрени иереям, по местному обычаю, надо прочитать входные молитвы.

3. По завершении Заутрени начинать пение пасхальных часов, с тем, чтобы вместо 6-го часа, в полном облачении совершить общую исповедь, которую практиковали и практикуют ныне в Православной Церкви при многолюдности или во времена заразных болезней. 

Общая исповедь имеет, установленный давней сложившейся традицией, нижеследующий порядок:

а) чтение предварительных молитв из чина Таинства покаяния, кроме последней молитвы, которая будет читаться позже;

б) произнесение краткого пояснительного слова о необходимости покаяния в грехах против Бога и Церкви, против ближнего и против самого себя;

в) по окончании краткого слова, следует вопрошение иерея исповедующихся:  каются ли они искренно перед Богом в содеянных грехах — вольных и невольных,  делом, словом, телесно или в помышлениях, в разуме или в неразумии? — с последующим ответом: «Каемся!»;

г) далее призыв священника: «Господу помолимся» и затем следует гласное и внятное чтение последней молитвы из чина Таинства исповеди, в которой содержится важное совершительное прошение о примирении покаявшихся с Богом и о поновлении их теснейшего соединения с Церковью, от которой они отступили по причине совершения грехов;

д) далее иереем поднимается епитрахиль и совершается чтение общей разрешительной молитвы от грехов — «Господь и Бог наш Иисус Христос», с единым осенением всех раскаявшихся одним крестным знамением — во имя Отца, и Сына и Святаго Духа;

е) по завершении чина Таинства общей исповеди, священник удаляется в алтарь и, благословясь, начинает совершать Божественную литургию пасхальным чином, уже при дневном солнечном свете, с причащением верных уготованными запасными Святыми Дарами, как это уже практикуется на время карантина в некоторых храмах епархии и в одном из монастырей в Молдове (на Приднестровье), при этом непременно из отдельной Чаши (а, в отсутствие таковой по бедности прихода, из дарохранительницы или из освящённых новых, добротных декоративных чаш).

ё) частицу преждеосвященных Святых Даров полагать единою литургическою лжицею на сложенные во образ креста ладони, никак при сем не касаясь последних. Под лжицей со Святыми Дарами непременно простирать особый плат или тарелочку, дабы избежать случайного падения освящённой частицы на пол или на землю.

ж)Сосуды со спиртом и водой держат раздельно в двух чистых, заранее уготованных платах, учиненные на сие послушание алтарники;

з) объяснить причастникам заранее, что не следует осушать лжицу губами или языком, но лёгким вдохом направить частицу в полость рта. При этом уста причастиков запрещается отирать единым платом, но вручать им бумажные салфетки, кои, быв в употреблении, собираются в уготованный картонный ящик и затем сожигаются вместе с ним. Пепел собрать и закопать в чистой земле или развеять в чистой проточной воде;

и) будет правильнее заранее  б л а г о с л о в и т ь  верным запить причастие глотком чистой кипячёной воды в своих жилищах;

к) освящение пасхальных корзин со снедью совершать с учётом карантинных проивоэпидемических и дистанционных требований медиков и властей;

л) настоятелям разумнее  б л а г о с л о в и т ь верным самостоятельно окропить святой водой приготовленную пасхальную снедь в своих жилищах по возвращении с пасхальной службы и вкусить её, благодаряще Бога;

м) присутствие людей на территории храма во время совершения пасхального богослужения должно быть таким, чтобы не подпасть под штрафные санкции полиции, согласно постановлению КМУ о запрете массовых скоплений людей. При этом всем верным  б л а г о с л о в л я е т с я  находиться в храмах и монастырях, и на прилегающим к ним церковных территориях, непременно в масках, максимально соблюдая санитарную дистанцию между собой в 2 метра.  Прихожане, не имеющие масок, равно и больные ОРЗ к участию в богослужениях   н е  б л а г о с л о в л я ю т с я.

н) по завершении пасхального богослужения двери епархальных храмов и монастрырей могут быть открытыми, но находиться в них одновременно допустимо не более 2-х человек — по очереди.

о) во время коронавирусного карантина  прихожанам н е  б л а г о с л о в л я е т с я  прикасаться или целовать иконы, кресты, чаши или руки священника или архиерея.  Можно только до начала Утрени полагать перед святынями поясные поклоны и поставлять на подсвечники свечи;

п) при пасхальных приветствиях, не подходя близко друг ко другу менее 2-х метров,  б л а г о с л о в л я е т с я   ограничиться лишь совершением символических, весьма малых поясных наклонов,  исключив  взаимные лобызания и обмены яйцами, пасхами и иными снедями;

р) рекомендуется всем участникам пасхальных служб озаботиться скорейшим, с соблюдением санитарной дистанции в 2 метра,  освобождением храма и околохрамоврй территории и, нисколько не медля, возвратиться в свои жилища для продолжения послушания, ради любви к ближним, коронавирусного карантина;

с) в период Страстной седмицы настоятелям вменяется неоднократно извещать прихожан о настоящем порядке совершения пасхальных богослужений в епархиальных храмах и монастырях.

т) Изложенный выше порядок совершения Утрени и Литургии  б л а г о с л о в л я е т с я  совершать в период действия коронавирусного карантина. Те же положения и наставления действуют и при совершении пасхального богослужения внутри храмов.

Дорогие собратья-пастыри!

Общая благая цель Государства и Церкви — ради зроровья и жизни граждан Украины, путём временного социального дистанциирования прервать удушающую цепь передачи опасного коронавируса от человека к человеку.

Уповая на всесильную помощь и милосердие Божие, объединив усилия, давайте нашим терпением и настойчивостью поможем родной стране и друг другу победить нежданное «коронованное» зло! 

Верю, что эта общая победа может осуществиться не в столь далёком будущем! 

Господь б у д е т со всеми вами!

Слава Богу за всё: и за научающую нас житейскую скорбь, и за высшую радость познания Его жертвенной любви к нам! 

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ио 3:14)

Аминь!

+ Ионафан, Божиею милостию, митрополит Тульчинский и Брацлавский.

Тульчин

12.04.2020.