РАССКАЗ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА (АЛФЕЕВА) О ДРАМАТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И ПРАВЕДНОЙ КОНЧИНЕ ПРАВОСЛАВНОГО РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ ФЁДОРА ДОСТОЕВСКОГО ПОТРЯСАЕТ

Драматические обстоятельства жизни и смерти гениального православного русского писателя Фёдора Достоевского потрясают. Своим литературным творчеством он заглянул в самые глубины человеческой души и пророчески прозрел «бесов» в грядущей кровавой, «либеральной» революции в России, последствия которой испытывают её народы и поныне.
«Личность Христа с Его совершенной любовью представляла для Достоевского идеал. Именно любовь является выражением предельной свободы и одновременно величайшим «самостеснением», жертвой, победой над «натурой» Адама. По убеждению Достоевского, только подобная любовь способна преобразить «темную основу нашей природы», восстановить в человеке первоначальный образ, восполнить «укороченное» эгоистической гордостью его сознание. Одна из самых главных и заветных мыслей Достоевского,… звучит так: «На земле же воистину мы как бы блуждаем, и не было бы драгоценного Христова образа пред нами, то погибли бы мы и заблудились совсем, как род человеческий пред потопом» (ПСС. Т. 14. С. 290). Потому-то так важно,… беречь «знамя Христово», ибо только оно помогает ясно различать добро и зло, не позволяет «слепотствующему» уму увлекаться ложными ценностями, оживляет в очищающемся сердце подлинную любовь«. (Православная Энциклопедия).
«Изведав божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь». (Владимир Соловьёв. «Три разговора в память Достоевского»).