О ТРЕХ ЛИНИЯХ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ

О ТРЕХ ЛИНИЯХ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ

Первая линия.

Священные тексты. Вероучительное Слово Священного Писания Ветхого (Псалтырь) и Нового заветов о пришествии, божественном достоинстве и чудесном рождении Господа Иисуса Христа-Мессии, это каноны святых Апостолов, Вселенских и Поместных соборов.

Вторая линия.

Фундаментальная восьмиладовая (осьмогласная) система монодийного распевания библейских псалмов (псалмодия), песнопений богослужебных книг — Октоих, Триодь постная, Триодь цветная, Ирмологион и др.

Третья линия.

Годовой круг фиксированного чина (порядка) совершения тематических храмовых богослужений, связанных с воспоминанием евангельских событий земной жизни Господа Иисуса Христа, Богоматери и святых Апостолов.


С принятием христианства Римскими императорами произошло проникновение в чин византийского богослужения не только сложных придворных церемоний, но и новых стилей метро-ритмического стихосложения и мелизматического певческого «плетения» строф антично-византийской поэзии (тропарь, кондак, канон, подобен, светилен, акафист и др.). Сложился богослужебно-византийский синтез: соединение древней монашеской псалмодии с придворным «этикетным» чином отправления богослужения.

На Руси этот синтез прослеживается при совершении литургии патриаршим или архиерейским чином: речитативно-мелодическое чтение церковнославянских псалмов сменяет торжественная встреча и чинный порядок передвижений по храму архиерея и его свиты, это — имперские детали самого облачения епископа, дикирий и трикирий, панагия и крест, митра и жезл, орлецы с римскими, имперскими одно — или — двуглавыми орлами, это величественное восседание первосвятителя в алтаре на возвышенном троне-седалище, в окружении, блистающего облачениями и убранством, соборного клира, и других обычаев.

Несовпадение этих трёх, тесно взаимосвязанных богослужебных вековых линий в «синтезе искусств» храмового действа, (ритма, темпа, динамики, высотного движения мелодии, выбор лада и гармонии песнопения), буквально разрушает и десакрализирует чин богослужения, превращая его в некое подобие сюитного «концерта».

Пример. По закону богослужебного «жанра» нелепо петь на панихиде «Иже херувимы», или «Покаяния отверзи ми двери», «Да воскреснет Бог» или «Плотию уснув». Как это часто бывает на светских солидных сценах в любое время богослужебного года. Как говорят, нельзя петь нечто в церкви, не посмотрев в святцы. А, полезнее, почаще заглядывать в Типикон, в образец и регулятор чина богослужений, который является, по сути, годовой вселенской партитурой — симфонией святоотеческих текстов Литургического Предания и Церковного Осьмоладия.