НОТЫ «СВЯТЫЙ БОЖЕ». НОВОЕ ПЕСНОПЕНИЕ ДЛЯ СМЕШАННОГО ХОРА МИТРОПОЛИТА ИОНАФАНА (ЕЛЕЦКИХ) ДЛЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

НОТЫ «СВЯТЫЙ БОЖЕ». НОВОЕ ПЕСНОПЕНИЕ ДЛЯ СМЕШАННОГО ХОРА МИТРОПОЛИТА ИОНАФАНА (ЕЛЕЦКИХ) ДЛЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

Об авторе. Митрополит Ионафан (Елецких), духовный композитор, родился 30 января 1949 года в Воронежской, ныне Белгородской области России. Музыкально-регентское образование получил в Регентском классе при Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) духовной Академии и Семинарии. Был регентом хора в храме ЛДА и С, преподавателем церковного пения в Семинарии и в Регентском классе ЛДА и С. По благословению Священноначалия исполнял послушание наместника Киево-Печерской Лавры, был управляющим делами, де-факто автономной, Украинской Православной Церкви, пребывающей в каноническом единстве с Матерью Русской Церковью. В настоящее время несёт послушание главы Тульчинской епархии УПЦ (в духовно-каноническом единстве с РПЦ). 

Митрополит Ионафан  — автор множества певческо-богослужебных композиций, известных в регентско-хоровых сообществах Поместных и Автономных православных Церквей как в восточной Европе — Россия, Украина, Беларусь, так и в храмах южной, центральной и западной Европы, а также в Америке (США, Канада) и Австралии. Духовная музыка иерарха звучит на православных и светских международных певческих фестивалях (Москва, Киев, Минск, Гайнувка — Польша), её исполняют академические хоровые коллективы в залах государственных филармоний (Москва, Нижний Новгород, Кострома, Новосибирск, Киев, Минск), можно прослушать в многочисленных аудиозаписях замечательных камерных академических хоров и духовных училищ.  

Последним, по времени публикации на персональном сайте митрополита Ионафана, стало литургическое сочинение для смешанного хора «Святый Боже», в котором тройное славословие-восклицание сонмов ангелов Богу «Святый Боже» и воздыхание-обращение кающейся души человека «… помилуй нас», составляют мелодико-гармоническое драматургическое целое, благодаря динамике, темпу и характеру исполнения этого сочинения. В первом такте заключительного пения «Святый Боже» (после «Слава, и ныне») автор, как вариант, смело проставил при ноте «Фа» знак диеза, что рождает ощущение вселенского единства ликования ангелов, взирающих на божественную светоносную Славу Бога Саваофа, «поющих, вопиющих (восклицающих) и  глаголющих», и смиренно затихающего к финалу  «…помилуй нас»  душ человеческих, просящих прощения грехов и неизреченно-блаженного мира Божьего.       

Надеемся, что это небольшое, но литургически и богословски значимое сочинение обретёт своё место в ряду тех духовных сочинений, которые звучат за богослужением в православных кафедральных соборах и храмах славянской традиции в разных странах мира.

Группа православного духовного пения «Церковный камертон».