НОТЫ «СВЯТЫЙ БОЖЕ». НОВОЕ ПЕСНОПЕНИЕ ДЛЯ СМЕШАННОГО ХОРА МИТРОПОЛИТА ИОНАФАНА (ЕЛЕЦКИХ) ДЛЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

Об авторе. Митрополит Ионафан (Елецких), духовный композитор, родился 30 января 1949 года в Воронежской, ныне Белгородской области России. Музыкально-регентское образование получил в Регентском классе при Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) духовной Академии и Семинарии. Был регентом хора в храме ЛДА и С, преподавателем церковного пения в Семинарии и в Регентском классе ЛДА и С. По благословению Священноначалия исполнял послушание наместника Киево-Печерской Лавры, был управляющим делами, де-факто автономной, Украинской Православной Церкви, пребывающей в каноническом единстве с Матерью Русской Церковью. В настоящее время несёт послушание главы Тульчинской епархии УПЦ (в духовно-каноническом единстве с РПЦ).
Митрополит Ионафан — автор множества певческо-богослужебных композиций, известных в регентско-хоровых сообществах Поместных и Автономных православных Церквей как в восточной Европе — Россия, Украина, Беларусь, так и в храмах южной, центральной и западной Европы, а также в Америке (США, Канада) и Австралии. Духовная музыка иерарха звучит на православных и светских международных певческих фестивалях (Москва, Киев, Минск, Гайнувка — Польша), её исполняют академические хоровые коллективы в залах государственных филармоний (Москва, Нижний Новгород, Кострома, Новосибирск, Киев, Минск), можно прослушать в многочисленных аудиозаписях замечательных камерных академических хоров и духовных училищ.
Последним, по времени публикации на персональном сайте митрополита Ионафана, стало литургическое сочинение для смешанного хора «Святый Боже», в котором тройное славословие-восклицание сонмов ангелов Богу «Святый Боже» и воздыхание-обращение кающейся души человека «… помилуй нас», составляют мелодико-гармоническое драматургическое целое, благодаря динамике, темпу и характеру исполнения этого сочинения. В первом такте заключительного пения «Святый Боже» (после «Слава, и ныне») автор, как вариант, смело проставил при ноте «Фа» знак диеза, что рождает ощущение вселенского единства ликования ангелов, взирающих на божественную светоносную Славу Бога Саваофа, «поющих, вопиющих (восклицающих) и глаголющих», и смиренно затихающего к финалу «…помилуй нас» душ человеческих, просящих прощения грехов и неизреченно-блаженного мира Божьего.
Надеемся, что это небольшое, но литургически и богословски значимое сочинение обретёт своё место в ряду тех духовных сочинений, которые звучат за богослужением в православных кафедральных соборах и храмах славянской традиции в разных странах мира.
Группа православного духовного пения «Церковный камертон».