МИТРОПОЛИТ ТУЛЬЧИНСКИЙ И БРАЦЛАВСКИЙ ИОНАФАН. О ПОЗИЦИИ БЛАЖЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА ПО АВТОКЕФАЛИИ УПЦ

МИТРОПОЛИТ ТУЛЬЧИНСКИЙ И БРАЦЛАВСКИЙ ИОНАФАН. О ПОЗИЦИИ БЛАЖЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА ПО АВТОКЕФАЛИИ УПЦ

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан, бывший управляющий делами УПЦ при Филарете (Денисенко), а позднее при   Блаженнейшем Митрополите Киевском и всея Украины Владимире (Сабодане), отвечая на вопрос читателя епархиальной газеты «Православный собеседник» о причинах «прохладного» отношении покойного Блаженнейшего Владимира к вопросу автокефалии Украинской Церкви, сказал: «Позиция Блаженнейшего Митрополита Владимира по автокефалии УПЦ была продиктована его православной верой и пастырской ответственностью за единство УПЦ: автокефалия теоретически возможна, — говорил он, но она не может добавить ничего существенного к правам, которые наша независимая и самоуправляемая УПЦ получила от Матери Русской Церкви.

УПЦ, подчёркивал Блаженнейший Владимир, это Церковь, которая имеет свой Священный Синод, собирает Соборы Архиереев, учреждает новые епархии, избирает и поставляет на кафедры архиереев, открывает духовные семинарии и академии, Лавры и монастыри, канонизирует местных святых. И одновременно имеет молитвенно-каноническое общение со всей исторической Полнотой Русской Православной Церкви.   

Свобода УПЦ от внешнего вмешательства в её внутреннюю жизнь — вот основная «каноническая» ценность для Блаженнейшего Владимира. Он полагал, что автокефалия, навязанная УПЦ «сверху», а не идущая от полноты верующего православного народа, неминуемо приведёт к её расколам по этническому признаку и к раздорам в обществе. И потому не форсировал естественное течение самостоятельной жизни УПЦ в лоне Материнской Церкви, не прокладывал для неё ускоренный автокефальный маршрут, что, вероятно, и создавало впечатление «холодного» его отношения к этой теме у сторонней публики. Иное дело, что окружение Предстоятеля УПЦ исподволь готовило идеологическую почву для ослабления антиавтокефальной ментальности духовенства и народа Божьего, создавая миф о тайном покровительстве им Блаженнейшего Митрополита. (В настоящее время большинство из них перешло в «ПЦУ»).

Без ясно и свободно выраженной единой воли всего верующего народа Украины иметь церковную автокефалию, Блаженнейший Владимир никогда бы не дерзнул её самочинно объявить или принять любой томос от Фанара.

В наше время опасения Блаженнейшего Владимира полностью подтвердились: «автокефалия ПЦУ», усилиями политиков дарованная Фанаром, церковное единство в Украине не восстановило, да и не в состоянии его обеспечить, ибо «автокефалия», получившая раскольничью метку, насильно милой православному народу никогда не будет! — резюмировал митрополит Ионафан.