МИТРОПОЛИТ ТУЛЬЧИНСКИЙ  И БРАЦЛАВСКИЙ ИОНАФАН. КТО АВТОР  ДОКЛАДА МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА  ДЕНИСЕНКО  «ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ»  НА ЮБИЛЕЙНОМ 6-9 ИЮНЯ 1988  ГОДА ПОМЕСТНОМ СОБОРЕ РПЦ ?

МИТРОПОЛИТ ТУЛЬЧИНСКИЙ  И БРАЦЛАВСКИЙ ИОНАФАН. КТО АВТОР  ДОКЛАДА МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА  ДЕНИСЕНКО  «ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ»  НА ЮБИЛЕЙНОМ 6-9 ИЮНЯ 1988  ГОДА ПОМЕСТНОМ СОБОРЕ РПЦ ?

Небольшая брошюра «Тысячелетие крещения Руси» с докладом митрополита Киевского и Галицкого Филарета, Патриаршего Экзарха Украины», изданная Московской Патриархией в 1988 году, ныне большая редкость. Объём основного юбилейного доклада, вместе с оглавлением разделов тем, вместил в себя 112 страниц убористого типографского текста.

Временной интервал историко-аналитического текста доклада — от предистории зарождения христианства на берегах Южного Причерноморья и Крыма по Божественному замыслу, затем последовательно о метаисторической Тайне рождения Русской Православной Церкви, о значении миссионерских трудов святых братьев Кирилла и Мефодия для Крещения Руси, о рождении русской святости, об основных богословско-культурных этапах жизни Русской Православной Церкви и до эпохи перестройки Михаила Горбачёва.

Автор повествует о средневековом иге пленения (начало ХVIII века) богословия Русской Церкви западно-европейской католической схоластикой (философствующим богословием), а позднее, протестанским академизмом. Рассказывается, что Киево-Могилянская академия облатинилась и её выпускники-архиереи принесли на российские кафедры принципы латинско-католической схоластической науки.

Автором была воздана благодарность русскому монашеству, идеалом которого была святость. Говорится, что преподобный Серафим Саровский «с детства призванный к великому церковному служению, подобно своему замечательному предшественнику преподобному Сергию Радонежскому, воскресил в русской жизни преданный забвению … идеал православного святого. Что, полностью осуществив и тем самым возродив  для русской церковной жизни высшие духовные начала монашеского подвижничества, преподобный Серафим Саровский открыл религиозно-поверхностному….. сознанию своих современников глубины православно-аскетической жизни, в которых сокрыта тайна благодатного  преображения человека. Что второй раз в истории русской святости в лице преподобного Серафима русский православный народ был удостоен благодатной полноты фаворского откровения».

Автор упомянул также наставника православного благочестия преподобного Нила Сорского и старца отца Паисия Величковского, воссоздавшего синтез богословкого-аскетического наставничества и иноческого пастырства. Сообщается, что Паисий Величковский написал «Добротолюбие», с рассказами из жизни монахов, — труд, нанесший удар нездоровому религиозному мистицизму.

Автор делает вывод, что духовное наследие преподобных отцов русского монашества «преодолело соблазны облачённого в ризы научной оснащённости и нравственной добросовестности мыслящего  безбожия  ХІХ века».

Далее хвалится русская Оптина пустынь, старчество которой оказало большое влияние на деятелей культуры (Фёдор Достоевский, напр.) и выдающихся отечественных мыслителей (Вл. Соловьёв), на формирование фундамента общей культуры членов Церкви. Говорится, что Священное Писание, Церковная история и Литургика стали доминировать в Духовных академиях, что «два православных епископа — Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник, оставив свои епископские кафедры и пройдя путь молитвенно-созерцательной аскезы, возвестили языком современного им богословия и культуры о высокой ценности и нравственном достоинстве нашего (русского) духовного богатства».

Что «во многом, благодаря этим духовным богатствам, стал возможен тот поразительный в своём тяготении к православной церковной традиции расцвет русской культуры конца ХІХ- начала ХХ веков, который в своих наиболее оригинальных произведениях проявил всему миру истинные религиозные истоки отечественной литературы и философии, изобразительного искусства и музыкального творчества».

Делается вывод, что «православное богословие ХХ века в лице выдающихся богословов провозгласило своё историческое  возвращение в лоно православного церковного предания, которым не переставала жить Русская Церковь на протяжении всей своей тысячелетней истории».

 И, наконец, автор юбилейного доклада пишет, что основное бремя воцерковления  русского народа досталось тем, «кто всегда, даже в периоды трагических катаклизм и духовно-религиозного упадка, даже во времена оскудения канонической святости и разрушения (памятников) церковной культуры делал доступными для миллионов русских христиан благодатные Дары, вверенные Спасителем установленной Им церковной Иерархии, кто непосредственно возносил у (алтарных) престолов молитвы о ниспослании своей пастве помощи Свыше в их исполненной скорбей и человеческих немощах жизни, кто разделял эти скорби и превозмогал эти немощи, жили вместе с простым православным народом и умирая вместе с ним, а, подчас, и за него».

Заключение

 Кто и кем был автор сей богословско — аналитической истории РПЦ — о т её рождения и до большевистской антицерковной революции — в докладе Экзарха Украины, митрополита Киевского и Галицкого Филарета Денисенко на юбилейном 1988 года Поместном соборе по случаю 1000-летия Крещения Руси?

Считаю долгом памяти свидетельствовать следующее: в своё время, ныне покойный отец Иануарий (Ивлиев), однокашник в Ленинградской духовной Академии и семинарии посетовал, что Экзарх Украины, митрополит Киевский и Галицкий Филарет Денисенко, прямо-таки «достал» его настойчивыми просьбами написать для него доклад на юбилейный 1988 года Поместный собор Русской Церкви, что отцу Иануарию и пришлось-таки сделать.

Справка. Архимандрит Ианнуа́рий Ивлиев — русский библеист, богослов, педагог и публицист, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, клирик Санкт-Петербургской епархии РПЦ, исследователь в области Нового Завета. Один из авторов статей в «Православной энциклопедии». Родился 9 декабря 1943 г., Вологда, Россия. Скончался 21 декабря 2017 г., Санкт-Петербург, Россия.

Надо признать, что эта часть юбилейного доклада впечатляет своим стройным и логичным повествованием, духовным акцентом на церковное Предание, академическим русским языком и полным отсутствием политической идеологии. Что характерно для богословского творчества архимандрита Иануария. И посему, с большой вероятностью можно допустить, что автором этой части доклада является отец Януарий (Ивлиев).

Текст же юбилейного доклада митрополита Филарета Денисенко с описанием истории Русской Церкви после большевистской кровавой антицерковной революции стилистически и идеологически контрастирует с историко-богословской, аналитической частью доклада. На нём — отпечаток  «советских» реалий периода «перестройки» Михаила Горбачёва: ещё не полная свобода Церкви, но уже и не Церковь молчания. Ясно, что автор этой части доклада ныне бывшего митрополита УПЦ Денисенко, вероятно, имеет иное имя.

Митрополит Ионафан