МИТРОПОЛИТ ТУЛЬЧИНСКИЙ И БРАЦЛАВСКИЙ ИОНАФАН (ЕЛЕЦКИХ). ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ЦЕРКВИ СТАЛО ОБЪЕКТОМ АТАКИ НОВОГО «ЛЕНИНСКОГО» ЗАКОНА УКРАИНЫ О РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Почему православно верующие христиане подвергают критике новый закон Украины о религиозных организациях и требуют его отмены? Чем он опасен в духовном смысле для членов Украинской Православной Церкви? Почему верующие обижаются на своё Государство, читая этот закон?
Проблема в том, что Украинское Государство кроит свою «церковную» политику, руководствуясь ленинскими коммунистическими лекалами, рассматривая Церковь как общественную, хуже, политическую, но не сакральную организацию, игнорируя её древнюю иерархическую структуру и не принимая во внимание православное самосознание её членов — граждан Украины. Так, в свете учения Православия о сане епископа, всё важное в церковных епархиях и в православных общинах епархий совершается исключительно по воле и благословению епископа, либо при участии епископа, или же при участии уполномоченного епископом лица. Всё, что делается в Церкви без епископа – от лукавого, — учат святые древние Учители Православия.
Учитель Церкви святой Иоанн Дамаскин в своём четвёртом письме Африканцам говорит, что Вселенская Церковь вообще была вверена (Апостолами) епископам. То есть, авторитетным духовным старейшинам общин. Православный епископ, согласно новозаветному апостольскому учению, совершает духовное руководство верующими по божественной воле, призванием Святого Духа и через правильное, преемственное рукоположение. Образованное духовенство и миряне знают, что без правильно рукоположенного епископа нет истинной Церкви, в которой Бог совершает спасение человека, обожая его психофизическую природу через Таинство святого Причащения Телу и Крови Христовым. Именно епископам Бог вверил пасти души пасомых «от волков лютых». И епископ будет отвечать за их веру и спасение перед Богом. Символическое вероучительное послание англиканским епископам четырёх восточных патриархов о Православии учит, что без епископа, преемника святых Апостолов, «ни Церковь Церковью, ни христианин христианином не только быть, но и называться не может».
К сожалению, новозаветное и святоотеческое учение о Церкви и о её сакральной Иерархии стали объектом атаки нового закона Украины о религиозных организациях, ибо в его основание положены антиправославные постулаты ленинского «коммунистического демократизма».
Закон игнорирует внутренние вероучительные и канонические установления Церкви, что вызывает у православно верующих во Христа и в Его Церковь чувство оскорбления своей веры в иерархичность и онтологическую, сущностную святость Церкви, ибо Её Главой есть Христос, а небесными членами — все святые и сонмы ангелов.
Справка. Исторически пиком вторжения светского Государства в область церковной веры были Французская революция якобинцев и Российская революция большевиков. Их вожди, усмотрев в епископах врагов своим идеям и планам устройства общественной жизни, объявили им войну, развязали массовый террор духовенства, отправляя его представителей на гильотину или приговаривая к расстрелу тысячи и тысячи невинных жертв, «вина» которых состояла в их новозаветной вере в сакраментальность и неизменность значения и роли трехчинной иерархии в Церкви. Нежелательной религиозной «организацией» была во времена нацистского рейха Римско-Католическая Церковь. В Китае имеет место неприятие «ватиканской» модели устроения Римской Церкви: правительство не желает иметь иностранный центр управления епископами на территории Поднебесной коммунистической империи «с человеческим лицом». Нечто подобное имеет место и в коммунистической Северной Корее.
Применение ленинских, «коммунистических антицерковных постулатов» нового закона Украины на светских сходах жителей украинских селений (выдаваемых светскими органами власти за якобы полноценную и правомочную религиозную общину УПЦ) православные христиане, верующие в божественную иерархическую структуру Церкви Христовой, воспринимают как грубейшее вмешательство государства в сакральную жизнь Церкви, как навязывание Православной Церкви светской модели её устройства и внутреннего управления, как искажение священных норм (догматов) учения святых Отцов и Учителей Православия о неизменяемом сакральном устройстве Церкви с её трехчинной богоустановленной иерархией.
Государственный новый закон Украины о религиозных организациях, игнорирующий православную эклесиологию и внутренние религиозные установления, в частности, веру в иерархически устроенную Церковь Христову, глубоко задевает и оскорбляет религиозные чувства духовенства и мирян Тульчинской епархии (и, вероятно, и иных епархий) канонической Украинской Православной Церкви. Более того, упомянутый новый закон о религиозных организациях подрывает доверие православного духовенства и мирян Тульчинской епархии УПЦ ко всем ветвям власти в Украине — законодательной, исполнительной и судебной.
Ибо носители земной власти руководствуются этим несовершенным законом, который провоцирует националистически настроенных радикалов на проведение, формально «законных», сходов граждан с целью перемены самоидентификации якобы общин иерархической УПЦ, настраивает экстремистов на последующие «законные» захваты храмов канонической Украинской Православной Церкви с дальнейшей их «легализацией» чиновниками-регистраторами в гос. органах областной или столичной власти. А далее, начинаются бесконечные тяжбы с рейдерами в судах — от местного до Верховного и назад.
«Конституция нашего государства, — справедливо пишет епископ Баришевский Виктор (Коцаба), глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ — гарантирует свободу слова, собраний и вероисповедания. Она защищает права верующих и четко говорит о том, что человек сам волен выбирать к какой Церкви принадлежать и какую религию исповедовать. Однако прописанные законы Конституции для части украинских чиновников, к сожалению, не имеют должного значения. Предпочтение они отдают не этому документу, а своим личным убеждением о правах и свободах граждан Украины. Отталкиваясь не от главного Закона страны, а именно от своих предпочтений, такие чиновники по своему усмотрению решают, какая Церковь является «правильной» и какой Церкви можно, а которой нельзя существовать в пределах нашего государства. Поэтому верующие УПЦ вынуждены напоминать народным избранникам и другим представителям государственной власти о своих конституционных правах».
Вывод
Несомненно, новый закон о религиозных организациях, по умолчанию, направлен на полную юридическую ликвидацию канонической Украинской Православной Церкви в Украине, что является неприкрытым вызовом Конституции Украины и вызовом её православным гражданам, пребывающим в благодатном и спасительном лоне самой многочисленной и многонациональной Церкви в Украине.
Новый закон Украины о религиозных организациях, как попирающий православную веру в Церковь и игнорирующий внутренние системные церковные установления (нормы) — и, таким образом, оскорбляющий глубокие религиозные чувства верующих Украинской Православной Церкви, — должен быть не только приостановлен, но и основательно переработан законодателями Украины, дабы удалить из него антиправославный и провокационный агрессивный контекст, — при непременном консультативном участии компетентных и полномочных представителей Украинской Православной Церкви.
Митрополит Ионафан (Елецких)
05.12.2021 г.