МИТРОПОЛИТ ИОНАФАН (ЕЛЕЦКИХ). МОЖНО ЛИ ВЕРИТЬ СОВЕТАМ ДРЕВНИХ СВЯТЫХ В ОТНОШЕНИИ СПОСОБОВ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ?

МИТРОПОЛИТ ИОНАФАН (ЕЛЕЦКИХ). МОЖНО ЛИ ВЕРИТЬ СОВЕТАМ ДРЕВНИХ СВЯТЫХ В ОТНОШЕНИИ СПОСОБОВ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ?

В последнее время среди части духовенства бытует мнение, что в условиях распространения коронавируса принимать святое Причастие — Тело и Кровь Спасителя — надо обычным способом: с единой для всех лжицы (евхаристической ложечки), не омакивая её после обряда в спиртовый раствор и воду во избежание передачи через механический мазок слизи ротовой полости с коронавирусной инфекцией.

Давайте вспомним: т.н. «обычный способ» причащения — с ложечки — в древности практиковался только для коечных больных и потому назывался «клиническим», то есть, «коечным».

Веками же в византийских православных храмах Святые Дары преподавались верующим раздельно: Святую Кровь Христову испивали трижды из самой евхаристической Чаши, которую держал священник. А вот Святое Тело Христово диакон полагал прямо на ладонь верующего, который затем сам себя причащал, — как на древней литургии святого апостола Иакова, брата Господня по плоти. Кстати, именно таким древним способом епископ причащает в алтаре сослужащих ему священников и диаконов до сих пор.

Однако, с течением веков раздельное причащение закрепилось за духовенством, а всех прихожан стали причащать клиническим, «больничным»  способом — из лжицы с частицей Тела и Крови Христовой. Что, кстати, поначалу вызывало недоумения и даже протесты мирян.

(Историческая справка. Более богатые прихожане принимали Тело на украшенные золотом тарелочки и причащались Крови Христовой через золотые или серебрянные трубочки, что в своё время отменил святитель Иоанн Златоуст, который полагал, что ладони и уста человека  — драгоценнее тарелочек для Тела и трубочек для Крови в глазах Христа, «Имже вся быша»).

Но было важное исключение из нового обычая причастия обоим видам Святых Даров из одной лжицы: во время эпидемий чумы использованную лжицу сразу же омакивали в сосуды с уксусом и  чистой водой и только затем причащали следующего прихожанина. Считалось, что таким образом заразная чума или холера не передаётся через лжицу от причастника к причастнику. 

Именно этот исключительный, «гигиенический» способ причащения прихожан во время смертоносной чумы рекомендует всем священникам святой преподобный Никодим Святогорец, Афонский старец, — способ, который описывается в авторитетнейшей древней церковной книге —  «Пидалион», т.е. «Учитель», под которым подразумевался Сам Христос, — способ, который рекомендует и Священноначалие Русской Православной Церкви.

Итак, те кто безумно и дерзко осуждают этот древний гигиенический способ причащения от святого, преподобного и богоносного отца Никодима Святогорца, Афонского старца, вольно или невольно, но осуждают святого Божия человека и  греховно ниспровергают учительный авторитет Церкви Христовой, поскольку таковой способ причащения находится в канонической учительной книге Вселенской Церкви — «Пидалион». Прямо сказать, проявляют не православный, а протестанский подход к соборному учительству богоустановленной Иерархии Церкви.

Потому, доверять «гигиеническим» советам святых Отцов о способах причащения во время эпидемий и исполнять их, — и богоприлично, и православно!

Разумеется, всё следует совершать с краткой молитвой. Например, с «умной» молитвой Иисусовой.

Митрополит Ионафан (Елецких).