МИТРОПОЛИТ ИОНАФАН (ЕЛЕЦКИХ). ЧТО ГЛАВНОЕ В БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ? КАК ПОЧИТАЛИ НА РУСИ ИКОНЫ НАШИ ПРЕДКИ? ПРАВИЛЬНО ЛИ НАЗЫВАТЬ ВАКЦИНУ ПРОТИВ КОРОНАВИРУСА «ЖИДКОЙ ПЕЧАТЬЮ» АНТИХРИСТА? КАКИЕ ЗНАКИ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТА?

МИТРОПОЛИТ ИОНАФАН (ЕЛЕЦКИХ). ЧТО ГЛАВНОЕ В БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ? КАК ПОЧИТАЛИ НА РУСИ ИКОНЫ НАШИ ПРЕДКИ? ПРАВИЛЬНО ЛИ НАЗЫВАТЬ ВАКЦИНУ ПРОТИВ КОРОНАВИРУСА «ЖИДКОЙ ПЕЧАТЬЮ» АНТИХРИСТА? КАКИЕ ЗНАКИ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТА?

— Ваше Высокопреосвященство, Христос воскресе!  В текущем 2020 году противовирусный карантин не позволил множеству православных встретить Пасху в храмах! Многие испытали огорчение и потрясение. Они как бы осиротели без храма. Что является главным в совершении Божественной Литургии? Не отлучаем ли мы себя от благодати Божией, сидя дома перед телеэкраном и пассивно наблюдая богослужение со стороны? Как почитали иконы на Руси? Вакцина от коронавируса — это «жидкая печать» антихриста и когда будет пришествие Спасителя по Откровению святого Иоанна Богослова?

— Воистину воскресе!

Божественная литургия есть исторически сложившийся порядок совершения бескровного благодарственного (греч. евхаристического) жертвоприношения Нового Завета, в котором священной жертвой является Сам Христос; Первосвященником, приносящим жертву, — тоже Христос;  принимающим  эту жертву на Небесах — всё тот же Господь Иисус Христос, пребывающий неслитно и нераздельно с Отцом и Святым Духом. Иными словами, принимает бескровную евхаристическую жертву вся Пресвятая Троица, — единосущная и нераздельная и, даже сама Церковь Христова, как Тело Христово.

Хотя храмы наши временно не наполняются сейчас православным людом, но заповеданное Христом принесение Церковью благодарственной (евхаристической) бескровной новозаветной жертвы непрерывно СОВЕРШАЕТСЯ.  А это и есть  самое главное в Божественной Литургии!

Второе важное священнодействие в литургии – это причащение верующих. То есть, вкушение ими частиц  новозаветной бескровной Жертвы, повинуясь заповеди Христовой : «Приимите, ядите, это (хлеб) есть Тело Мое за вас ломимое….» и «Пийте из нея (из чаши) все:  это (вино) есть Кровь Моя, за вас проливаемая…»

Епископ (или священник) читает краткую молитву Богу-Отцу о ниспослании Духа Святого на предлагаемые Дары — хлеб и вино —  и на народ, и  просит преложить (пресуществить) Дары в Тело и Кровь Христовы, дабы причащающиеся им обрели Общение Святого Духа, духовное трезвение души, прощение грехов, избегли бы суда и унаследовали Царство Небесное.

В евхаристическом общении со Христом, учит Церковь, происходит обожение, освящение психофизической природы человека, совершается предуготовление её к максимальному для человека восприятию благодати Божией в Царстве Христовом.

Верные, отсутствующие «по благой вине» на Божественной литургии, хотя и не могут реально причаститься Телу и Крови Христовых, но быв через крещение членами Церкви, которая, по учению святого апостола Павла есть Тело Христово, духовно пребывают во Христе. 

Что же касается обычая лобызать все храмовые иконы, то он сравнительно новый.

На Руси иконы не лобызали. Перед ними, только покланяясь, ставили свечи. Благоговейно лобызали лишь праздничную икону, торжественно изнесённую из алтаря и возложенную на аналой в центре храма. При этом епископ или иерей свечой указывал место на иконе, куда можно было приложиться устами. Считалось недопустимой дерзостью лобызать самый лик Спасителя или лик Божией Матери, или лики святых, но только слегка прикоснуться устами части плаща Спасителя или Матери Божией, поручи (нарукавника) или ковчега с частицей мощей святых. Таковой обычай почитания икон сохранился у русских староверов.

Касательно вакцины от коронавирусной инфекции.  

Во-первых, она ещё в стадии разработки. Во-вторых, если таковая вакцина появится в пределах православной Руси и будет освящена и благословлена Русской Православной Церковью, то не вижу оснований считать таковую «жидкой печатью» антихриста.

В то же время, наша Церковь призывала и призывает охранять богоданную свободу, библейские обязанности и права человеческой личности от вредоносных технологических посягательств на них «из-вне».  

О втором пришествии Христовом

Согласно новозаветному Откровению святого апостола Иоанна Богослова, иудеи «во время оно» восстановят Иерусалимский храм. Вот тогда только и явит себя антихрист, который воссядет на престоле храма, станет творить ложные чудеса, и власть которого признают все народы земли, получая от него некий таинственный знак-печать.

Но, ведь, придёт тогда к нам и Спаситель мира, Господь и Бог наш Иисус Христос, «Имже вся быша», Который  окончательно сокрушит власть олицетворённого зла на всей Земле, воскресит всех умерших, совершит Свой праведный суд, и потом оставшееся верное стадо приведёт в Своё Небесное Царство, с новой землёй и новым небом, где не будет ни болезни, ни печали, ни воздыханий, но Жизнь бесконечная!

Какая прекрасная новозаветная перспектива для верующих в Него, не правда ли?

Так, гряди же скорее, Господи Иисусе!        

— Благодарю Вас, Ваше Высокопресвященство, за данное христианское, оптимистическое интервью газете «Православный собеседник».

 Пресс-служба Тульчинской епархии