ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ. СПОР О ТИТУЛЕ «ВСЕЛЕНСКИЙ». ДРЕВНИЕ РИМСКИЕ ПАПЫ НЕ ПРИЗНАВАЛИ ЗА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИМ ПАТРИАРХОМ ТИТУЛ «ВСЕЛЕНСКИЙ»

Лев I Великий, папа Римский. Константинополь. 985 г. Миниатюра. Минологий Василия II. Ватиканская библиотека. Рим
Во второй половине VI века Константинопольским патриархом был Иоанн Постник (582-595 гг.), силой возведенный на этот пост (сам он отказывался). Будучи патриархом, он до обеда находился в молитве. Позже он отказывался преследовать еретиков с помощью государственной власти (лишь церковное пастырское воздействие). Папой в это время был Пелагий II (578-590 гг.).
По случаю документы одного церковного дела (оправдание Иоанном Постником Григория Антиохийского) были отправлены в Рим. Папа Пелагий был возмущен, что в тексте документов Константинопольский патриарх именовал себя Вселенским. Папа запретил своему представителю при Константинопольском патриархе священнодействовать вместе с патриархом и отменил постановление суда.
Общение между Востоком и Западом опять прервалось, Этот разрыв продолжался и при Григорие I (Святителе Григорие Двоеслове). Папа Григорий упрекал патриарха Иоанна за именование себя высокомерным и зловредным титулом «Вселенский».

В сакраментальный смысле все Патриархи — епископы. На всех Вселенский соборах с I-го по VII-й Патриархи подписывались как епископы. Но в обращении к ним, начиная с IV Вселенский собора, входит титул «архиепископ». Название «патриарх» начинает употребляться с конца V века, а окончательно устанавливается только в VIII-IX веках. Правда, Константинопольского епископа уже в VI в. часто именовали «архиепископ и патриарх».
Титул «Вселенский» первый раз употреблялся при обращении к (еретику) Диоскору на Разбойничьем соборе. Затем, на Халкидонском соборе «Вселенским» был назван папа (святой) Лев Великий в жалобе александрийцев на Диоскора, поданной собору и папе Льву I. В Константинополе титул «Вселенский», вероятно, установился во время схизмы Акакия.
Впрочем, этот титул равным образом усваивался как за Константинопольским патриархом, так и за папой Римским (так было в Константинополе). Но когда говорится по-гречески «экуменикос» (вселенский), то это означает (греческий) Византийский мир. В латинском языке под этим словом «вселенский» universum — понималась совокупность всего. Получалось, таким образом, что (только) папа — патриарх всей вселенской Церкви.
Византийская Империя называлась по-гречески «экуменис», и император в Константинополе тоже именовался «экуменис». А в латинском языке смысл этого титула сформировался еще до рождества Христова, в Римской Империи именно как «властитель всего мира». Кроме того, Запад уже во время конфликта с Константинополем не входил в византийскую Империю (экуменис).
Папа Григорий I потребовал от Константинопольского патриарха НЕ называть себя «Вселенский», объясняя: «Если Иоанн есть епископ Вселенский, то, значит, он один епископ во всей Вселенной, а все прочие епископы не такие епископы, как он, и что, во всяком случае, таким титулом уничтожаются епископы Восточные (Александрийский и Антиохийский)» . При этом Григорий направил послания и императору, а также патриархам Евлогию Александрийскому и Анастасию Антиохийскому.
Евлогий с одной стороны согласился с мнением папы, но, вместе с тем, титуловал Вселенским самого папу святого Григория Двоеслова, на что Григорий прислал протест: ни к кому не следует прилагать титул «Вселенский».
Анастасий же самого Григория I делал ответственным за смуту, которую он начинает по пустой причине.
Император Маврикий также писал в ответ: «Не следует допускать соблазна среди нас из-за ходячего (обиходного) именования».
По смерти Иоанна Постника в 595 г. при Патриархе Кириаке общение с Римом возобновилось. Григорий больше НЕ поднимал этого вопроса, и за Константинопольским патриархом остался титул «Вселенский».
Но во второй половине VIII в.,… против титула «Вселенский» выступил папа Адриан I (772-795 гг.).
В Константинополе в 785 г., по назначениях патриархом Тарасия, были посланы известительные грамоты, в которых Тарасий именовался «Патриархом Вселенским».
В ответном послании (папа) Адриан спрашивал: «Что скрывается за этим титулом: неразумие, схизма или ересь? Если именуемый «Вселенским» этим самым дает понять, что он выше Римского епископа, то он, без сомнения, выставляет себя противником соборов и еретиком. Если он «Вселенский», то он — смешно сказать — имеет первенство даже над кафедрой Римской церкви».
Это уже ярко выраженная борьба за примат (главенство над всею Церковью) Римского епископа.