ЕСЛИ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАНОНИЧЕСКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СУД ЛИШАЕТ СВЯЩЕНСТВА, ТО БЕССЛЕДНО ОТНИМАЕТСЯ ТО, ЧТО ДАНО ПРИ ПОСВЯЩЕНИИ. РИМО-КАТОЛИКИ УЧАТ ИНАЧЕ — ПЕЧАТЬ СВЯЩЕНСТВА НЕИЗГЛАДИМА

Выписка из «Очерка православного догматического богословия» протоиерея Николая Малиновского
Римо-католической церкви со времени Тридентского собора принято и ограждено анафемой учение, что благодать священства имеет неизгладимый характер (character indelebilis, Signum indelebile), что рукоположенный в ту или другую иерархическую степень не может опять стать мирянином, что вообще дарованная в хиротонии власть священнодействия не может быть отъята (Conc. trid. sess. XXIII, cap. IV et can. IV).
Поэтому отрешение или низложение иерархического лица лишают его только права обнаруживать власть его степени, но не самой власти, а в известных случаях, по мнению некоторых римских богословов, бывает даже необходимым, чтобы низложенный проявил свои иерархические полномочия, когда, например, какой либо мирянин находится в смертной опасности, а священника с каноническими полномочиями близ него нет, и совершенные в таких случаях таинства, не исключая ординации, действительны и не могут быть повторяемы.
Но учение о «неизгладимом характере» священства нельзя обосновать на Священном Писании. Приводят иногда в подтверждение его места св. Писания (указывают именно на 1Тим 4, 14; 2Тим 1, 6, истолковывая эти места в связи с 2Кор.1и Еф.1:13; 4, 30), но в них не содержится мысли о неизгладимом характере священства.
Нет оснований признать это учение согласным и со взглядом Вселенской церкви, выраженном в канонах и практике. Правда, когда кто извержен из сана незаконно, без вины, то такового, по правилам церкви, церковная власть всегда может восстановить в священном сане (ап. пр. 28; IV Всел. Собор. пр. 29; Антиох. соб. 12 пр.; Cардик. пр. 5, 14 и 17), и, следовательно, таковое извержение не влечет лишения благодати священства.
Случаи возвращения сана лицам, неправильно его лишенным, бывали и в древней церкви (напр. отцами IV Всел. Собора были восстановлены многие епископы, незаконно подвергнутые анафеме и лишению сана на соборе ефесском 449 г.) и в позднейшее время (напр. в IX в. патр. Игнатия и Фотия, у нас – патр. Никона).
Немало было и таких примеров, когда законно лишенные сана и даже отлученные от церкви, потом, по принесении ими раскаяния, были восстановляемы в сане и принимаемы в общение с церковью в своих степенях (I Всел. Соб. 8 пр.; Карф. соб. 79 пр.; Афан. Ал. Посл. к Руфиниану). Правила соборов вообще допускают возможность временного запрещения священнослужения и потом восстановления иерархических прав, соединенных с известной степенью (Анк. соб. 1 и 2 пр.; Антиох. соб. 3 пр.).
Но каноны Вселенской церкви ясно указывают иногда и на такое запрещение или лишение прав священнослужения, с которым соединяется «извержение из священного сана» совершенно. … Таковому извержению подвергают отрекшихся от имени Христова (62 пр.), главных виновников и распространителей ересей (Афан. к Руфиниану) и вообще повинных в тяжких преступлениях (ап. пр. 31; Антиох. 5 пр.; Карф. 36 пр. Васил. В. к Амфил. 3 пр.).
Церковный приговор во многих случаях в правилах о низложении священнослужителей излагается в таких решительных выражениях, которые дают мысль не только об отнятии внешней чести и должности, но о полном лишении священства, о бесследном отнятии того, что дано при посвящении.
Наш отечественный святитель – богослов митрополит Филарет по поводу (римо-католического — прим.) учения о неизгладимом характере священства говорит: «Принятие сего учения вело бы к тому, чтобы никого ни за что не лишать священства; а это было бы противно многочисленным правилам св. апостол, соборов и св. отец» (Собр. мнений и отзывов IV т. 478 стр.)».
Справка о Римо-католическом учении о неизгладимости печати священства.
Примечание. Что любопытно, римо-католический схоластический взгляд о неизгладимости печати священства проник и в греческие поместные Церкви. О этом свидетельствует «восстановление» Константинопольским Патриархом Варфоломеем в «епископском» достоинстве совершенно отлучённого от Церкви «патриарха» УПЦ-КП Филарета (Дненисенко) и всей неканонически рукоположенной им «иерархии» т.н. УПЦ-КП, а также «иерархии» УАПЦ.
А недавно митрополит Сидирокастрийский Элладской Православной Церкви Макарий обратился к бывшему клирику ЭПЦ Андрею Конаносу с посланием. «Я обращаюсь к вам как к священнику, с указанием вашего церковного звания, несмотря на то, что вам хотелось бы обратного и вы поспешили избавиться от надоевшей вам рясы. Хотите вы этого или нет, но вы не перестанете быть священником до самой своей смерти, – передает его слова влиятельная газета «Romfea», рупор Константинопольской патриархии. – Таинство священства оставило неизгладимую печать в вашей душе, и его невозможно будет стереть из вашей жизни». , — пишет митрополит Макарий.
Марк Горский, кандидат богословия
Материалы по теме:
Комментарии (0)