ДНЕНАДЦАТЬ ЧТЕНИЙ ПОВЕСТВОВАНИЙ ЕВАНГЕЛИЯ О ПОСЛЕДНИХ ДНЯХ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ГОСПОДА. ВРЕМЯ ДУХОВНОГО СОРАСПЯТИЯ ХРИСТУ

В заключительную неделю перед Пасхой — Страстную седмицу — Церковь вспоминает крестный путь Спасителя, Его искупительную жертву. День Его страданий и смерти отмечен трагичной и скорбной службой «Двенадцати Евангелий». Это богослужение — утреня Великой пятницы — совершалось с древних времен в ночь с четверга на пятницу. Ближе к современности службу перенесли на вечер четверга, сохранив порядок и структуру утрени. «Двенадцать Евангелий» — двенадцать фрагментов из Нового Завета, повествующих о Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде и Распятии Иисуса Христа. Между отрывками находятся основные песнопения утрени, в том числе антифоны (песнопения, получившие названия от традиции «антифонного», т.е. попеременного, пения двумя хорами). В их основе традиционно лежат тексты псалмов, здесь же они заменяются песнопениями на основе текста Нового Завета, раскрывающими богословское значение читаемых евангельских отрывков.
Песнопение «Днесь висит на древе» (тропарь 15-го антифона) — драматический центр богослужения: «Господь распят на древе, чтобы разрешить грех, происшедший через древо: через древо изгнал Адама из рая сатана; через древо же и Господь разбойника сделал обитателем рая» (свт. Иоанн Златоуст, 54, 912).
История антифонов Великой Пятницы восходит к раннему христианству. Их прообразом и источником является поэма святителя Мелитона Сардийского «О Пасхе», жившего во II веке: «Повесивший землю — повешен. Распростерший небеса — распростерт. Утвердивший все — утвержден на древе. Владыка — оскорблен. Бог — убит. Царь Израилев — взят десницей израильской» (О Пасхе, 96).
Раннехристианский текст в дальнейшем дополнился и адаптировался к более современному поэтическому стилю, но сохранил своё смысловое зерно — Бог принял на себя страшное унижение, которое невозможно осмыслить:
«…в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки…» — Одевающего небо облаками Творца глумящиеся римские воины облачают в багряницу.
«…заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама…» — побои и надругательства принял Христос в доме первосвященника, Тот, Кто в реке Иордан своим крещением освободил Адама и весь человеческий род.
«…гвоздьми пригвоздися Жених Церковный…» — Христос назван Женихом Церкви по евангельской притче о 10-ти девах, ожидающих пришествие жениха. Девы — это души христиан, ожидающие пришествие Христа, «предобручившего Церковь».
«…копием прободеся Сын Девы…» — пронзили копьем умершего Христа, Сына Девы, которой предсказывал старец Симеон «и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35).
В разных гранях отображает антифон события Голгофы, показывая страшное сопоставление Божьего милосердия и человеческой жестокости, он все сильнее побуждает нас сопереживать и сострадать Христу. Потому, осознав и прочувствовав каждое слово, остаётся лишь восклицать: «Покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение».
Песнопения Великой Пятницы
Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение.
Тебе, одеющагося светом яко ризою,
снем Иосиф с Древа с Никодимом,
и видев мертва, нага, непогребена,
благосердный плач восприим,
рыдая глаголаше:
увы мне, сладчайший Иисусе,
Егоже вмале солнце на Кресте
висима узревша, мраком облагашеся,
и земля страхом колебашеся,
и раздирашеся церковная завеса;
но се ныне вижу Тя, мене ради
волею подъемша смерть.
Како погребу Тя Боже мой,
или какою плащаницею обвию?
коима ли рукама прикоснуся
нетленному Твоему телу?
или кия песни воспою
Твоему исходу, Щедре,
величаю страсти Твоя,
песнословлю и погребение Твое
со воскресением, зовый:
Господи, слава Тебе.