ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ТУЛЬЧИНСКОГО И БРАЦЛАВСКОГО ИОНАФАНА ДУХОВЕНСТВУ И ПАСТВЕ ЕПАРХИИ. КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ХРАМЕ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА

ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ТУЛЬЧИНСКОГО И БРАЦЛАВСКОГО ИОНАФАНА ДУХОВЕНСТВУ И ПАСТВЕ ЕПАРХИИ. КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ХРАМЕ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА

Дорогие братья и сёстры! Слава Богу, что в Украине коронавирус еще не набрал такого угрожающего размаха как в китайском Ухане или на севере Италии.  Но уже сейчас медики призывают следить за своим здоровьем и, будучи в простуде, оставаться дома до полного выздоровления. Но часто возникают вопросы: «А как быть православному человеку, если он привык по благочестивому обычаю, зайдя в храм, помолиться перед святынями — крестом, иконой, ракой с мощами —  и приложится к ним устами?  Можно ли   облобызать благословляющую длань священника или архиерея?

Дорогие, прежде всего, обращаю Ваше внимание на то, что в наших православных храмах мы целуем не сам образ, а СТЕКЛО КИОТА иконы.  Обычно, после целования, стекло киота протирают одеколоном или безопасными для здоровья бактерицидными салфетками.

Но в практике Православной Церкви есть и другой благочестивый обычай: из опасения оскорбить святыню своей духовной нечистотой верующие целуют не сам образ, и даже не стекло киота, а … АЭР, то есть воздух,окружающий святой крест, икону, а также благословляющую десницу (руку) священнослужителя, веруя, что незримая божественная благодать, посылаемая Богом  через церковные святыни и священнодействия, достигает тех, кто с любовью и страхом подходит к ним для поклонения. И мне приходилось наблюдать этот обычай в храмах Греции.

И здесь уместно вспомнить, что крестообразным МАНОВЕНИЕМ РУК Моисей разделил и сомкнул волны Чермного моря. Что ТЕНЬ апостола Петра исцеляла множество народа. Что только  единым СЛОВОМ Господь, не соприкасаясь с болящими, исцелял на расстоянии прокаженных, бесноватых и даже воззвал Лазаря четверодневного от мертвых.

Ибо божественная благодать есть повсюду, так как подаёт её нам Бог Дух Святой, Который везде есть и весь мир Собою наполняет. К тому же, по вере Вашей, да будет вам, — учит нас Господь!

Поминая сие, я, недостойный, б л а г о с л о в л я ю  тульчинской епархиальной пастве, если придёт такая нужда, до времени полного исчезновения опасности эпидемии коронавируса, почитать святыни «по-гречески» —  через «лобызание» АЭРА, — соответственно подальше от стекла киота иконы, и приветствовать друг друга «воздушным» (бесконтактным) поклоном.  Так временно поступать подсказывает нам ответственность за жизнь и здоровье наших престарелых прихожан, родных и близких. Ибо бережёного и Бог бережёт!

К сему обращаю внимание духовников: исповедовать следует так, чтобы главой не склоняться под епитрахиль, но стоять, приклонив токмо ухо к кающемуся, дабы слышать его исповедь.

Что же касается образа вкушения Тела и Крови Агнца Божия — под видом Хлеба и Вина  —  и потребления оставшихся Святых Даров духовенством, то всё пока следует оставить согласно обычаю Православной Церкви.

В случае же опасного, широкого  распространения коронавируса в нашем регионе,  о чём должны сообщить официальные власти и медицинские работники, по снисхождению к желаниям неких, б л а г о с л о в л я ю причащать таковых так,  как в древности причащались в храмах все христиане, —  по образу преподания Святых Даров на литургии святого апостола Иакова – раздельно.

Тело Христово при этом полагать на длань причастников. (В некоторых Церквах Палестины евхаристический хлеб нарезают «соломкой»,  немного омакивают её край в чашу с евхаристическим Вином и затем преподают причастникам).  Кровь Христову можно преподавать в уста из металлических или одноразовых лжиц, кои приносят с собой причастники. К сему было бы хорошо иметь им с собой одноразовые ёмкости (стаканы)  для пития воды, смешанной с вином, после причастия,  и чистые платы или салфетки, дабы ими осушить уста.

Наипаче же, дорогие, не падайте духом и крепко молитесь Вседержителю Богу, истинному Врачу душ и телес наших, да очистит Он нас от всякой скверны греха, да  отгонит от нас, и от всех людей во всём мире, эту и всякую иную напасть, и мор, и язву, дабы мы всегда прославили Имя Его за всё, что от Него, и во всём, что от Него, — и за скорбь и за радость!   

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, да будет со всеми вами! Аминь.

+ИОНАФАН, митрополит Тульчинский и Брацлавский.

 11.03.2020. Тульчин.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *