МИТРОПОЛИТ ТУЛЬЧИНСКИЙ И БРАЦЛАВСКИЙ ИОНАФАН (ЕЛЕЦКИХ). ИХ ИМЕНА И ТРУДЫ СТАЛИ КУЛЬТУРНЫМ ДОСТОЯНИЕМ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

МИТРОПОЛИТ ТУЛЬЧИНСКИЙ И БРАЦЛАВСКИЙ ИОНАФАН (ЕЛЕЦКИХ). ИХ ИМЕНА И ТРУДЫ СТАЛИ КУЛЬТУРНЫМ ДОСТОЯНИЕМ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Протоиерей Николай Балашов – незаурядная, творческая личность на современном русском богословском небосклоне. Многим главам Поместных Православных Церквей и религиозных организаций, интересующимся жизнью Русской Православной Церкви,  протоиерей Николай Балашов  известен, прежде всего, как сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП).

Отец Николай Балашов много лет успешно трудится на посту заместителя Председателя ОВЦС, Высокопреосвященнейшего митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), — вдумчивого церковного дипломата, глубокого православного богослова, автора множества теологических трудов, статей,  переводчика догматических сочинений древних святых, композитора замечательных русских симфоническо-хоровых сочинений («Страсти по Матфею», «Рождественская оратория» и др.). 

Один только перечень многогранных трудов митрополита  Илариона (Алфеева) невольно наводит на мысль, что быть заместителем последнего на поприще внешнецерковной деятельности, которую, заметим, постоянно направляет и патронирует сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, – дело непростое. Совершенно очевидно и то, что протоиерей Николай Балашов, как ближайший помошник главы ОВЦС, должен соответствовать дипломатическому, богословскому и культурному уровню своего непосредственного «начальства», внося посильный вклад в служение Церкви Христовой.

Автор этих строк может свидетельствовать, что отец Николай Балашов  – человек большой эрудиции, огромной выдержки и такта, не лишённый мягкого юмора. И, что важно, он имеет способность чётко сформулировать суть какой-либо возникшей проблемы, что позволяет в дальнейшем намечать вероятные пути её решения.  

Вместе с тем, протоиерей Николай отнюдь не бездушный автомат-машина. Он известен многим москвичам как усердный и благочестивый пастырь, настоятель одного из столичных храмов, его знают как отзывчивого христианина и доброго семьянина. О чём, кстати, свидетельствует его благодарность своей супруге, которая опубликована  во введении к  его обширному историко-аналитическому исследованию, состоящему из  9 глав и 507 страниц печатного убористого текста, и посвящённому острым дискуссиям  в Православной Российской Церкви начала ХХ века, со вступлением митрополита Смоленского и Калинградского Кирилла. (Чит. «Н. Балашов. На пути к литургическому возрождению». Москва, 2001 год. ISBN 5-94270-002-8).

В  частности, упомянув имена маститых российских учёных филологов ( А.Г. Кравецкий, А.А. Плетнёв, профессор Церковной истории в СПбДА протоиерей Иоанн Белевцев), равно и сотрудников основных Российских государственных библиотек, отметив поддержку итальянского фонда «Христианская Россия» в издании труда, отец Николай написал: «Наконец, автор должен с глубокой благодарностью признать, что без постоянной помощи и заботы его жены не была бы написана ни одна из глав этой книги» (с. 15).

Первая глава упомянутой книги посвящена описанию общего состояния литургической культуры в начале ХХ века в России. В её основе – свидетельства современников, многие из которых стали святыми мучениками и исповедниками. Весьма полезный экскурс для тех, кто ныне находится в плену преувеличенно-романтических убеждений о ситуации внутри нашей Церкви накануне большевистской революции.

Вопросы богослужебного языка и молитвенных текстов, смущающих совесть молящихся, дискуссии о богослужебном творчестве, в соединении с прекрасным научным инструментарием аналитического исследования, — всё это содержание иных глав книги, всё в высшей степени познавательно и весьма актуально для определения верного и оптимального пути дальнейшего литургического возрождения в нашей Церкви.

Автор настоящей заметки выражает свою глубокую благодарность протоиерею Николаю Балашову за возможность прочесть его замечательный труд об исторических путях к литургическому возрождению нашей Церкви.

И, в свою очередь, дерзает признаться в уверенности, что историко-литургический аналитический труд отца Николая Балашова, равно как и всесторонние труды главы ОВЦС МП, Высокопреосвященнейшего митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), наряду с трудами иных наших архиереев и священнослужителей,  у ж е  вошли в богословское и историко-культурное достояние Полноты  Святой Русской Церкви.

Митрополит Ионафан (Елецких). Март, 2020 год. Украина.