КАНАДСКИЕ УКРАИНЦЫ-ИСТОРИКИ: УКРАИНУ И КОНСТАНТИНОПОЛЬСКУЮ КИЕВСКУЮ МИТРОПОЛИЮ В МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ ПОДТОЛКНУЛИ КАТОЛИЧЕСКАЯ ПОЛЬША И БУДУЩИЙ ГЕТМАН УКРАИНЫ ИВАН МАЗЕПА

КАНАДСКИЕ УКРАИНЦЫ-ИСТОРИКИ: УКРАИНУ И КОНСТАНТИНОПОЛЬСКУЮ КИЕВСКУЮ МИТРОПОЛИЮ В МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ ПОДТОЛКНУЛИ КАТОЛИЧЕСКАЯ ПОЛЬША И БУДУЩИЙ ГЕТМАН УКРАИНЫ ИВАН МАЗЕПА

Канадские украинцы-историки пришли к выводу, что Украину, пребывавшей в составе Речи Посполитой и Константинопольскую киевскую митрополию на её территории, подтолкнули в Московский патриархат католическая Польша и будущий гетман Украины Иван Мазепа!

Об этом научном вердикте можно прочесть в капитальном трёххтомном исследовательском труде «Історія Української Греко-Православної Церкви в Канаді» (Видавнича спілка «Екклезія», Винніпег, 1984, Канада), который написали украинцы канадского происхождения архипресвитер Доктор Семен В.Савчук и Юрий Мулык-Луцык, не испытывающие сентиментов к «Московской Церкви».

По убеждениям архипресвитера Доктора Семена В.Савчука и Юрия Мулыка-Луцыка, украинских историков в Канаде, Украину под «протекторат» Московского Патриарха, подтолкнуло вовсе не Московское Царское правительство, а… католическая Польша.

Вот цитация из вышеназванного трёхтомного труда канадских украинцев-историков (в преводе на русский язык):

«Украину под «протекторат» Москвы подтолкнула Польша своей феодально-колониальной политикой в Украине и инквизиторской акцией Католической Польши в отношении к украинскому народу. Ибо Польша решила уничтожить русинов (украинцев и белорусов). Поэтому закономерным было заявление Богдана Хмельницкого (1649 г), что в борьбе с Польшей он «будет воевать за нашу православную веру».

Когда же Украина после шестилетней войны под предводительством Б. Хмельницкого была обессилена, а угроза уничтожения украинского народа стала очевидной, то Б. Хмельницкий и его (казацкие – ред.) старшины в этой критической ситуации не видели никакого иного выхода, кроме как обратиться за помощью к Москве, следствием чего и появилось Переяславское Соглашение» («Історія Української Греко-Православної Церкви в Канаді» (Видавнича спілка «Екклезія», Винніпег, 1984, Канада, с.134).

Бесспорно, что при польском варианте развития событий в Речи Посполитой, Украины, да и всех украинцев, как нации, просто уже не было на свете. Была бы только католическая Великая Речь Посполитая «от моря и до моря».

Любопытен тот факт, читаем в упомянутом историческом труде, что одним из активных проводников присоединения Киевской Митрополии к Русской Патриаршей Церкви был будущий гетман Иван Мазепа, тот самый Иван Мазепа, который ныне объявлен на Украине эталонным борцом за её независимость. Будучи Генеральным есаулом при гетмане Иване Самойловиче, Иван Мазепа настроил Киевский собор 1685 года так, что он «включил Киевскую Митрополию в Московский Патриархат»». Через три года, за эту «морально-политическую продажу» Украины Москве, по совету казацкой старшине фаворита Царевны-регента Софьи, князя В. Голицина, Иван Мазепа был избран гетманом Украины. («Історія Української Греко-Православної Церкви в Канаді» (Видавнича спілка «Екклезія», Винніпег, 1984, Канада. С. 133 ). 

Виновниками давления на турецкое правительство с целью «передачи» Москве Киевской Митрополии авторы «Історії Української Греко-Православної Церкви в Канаді» называют не только Польшу, но и Австрийскую Империю и Венецианскую Республику («Тройственный Союз»), жаждавшие столкнуть Россию в войну с Турцией. (с. 128) и таким образом ослабить её, а также Великого Визиря самой Турции.

Попутно канадские украинцы-историки развенчивают миф и о «покупке» Киевской Митрополии Царской Россией. Этот миф гуляет по страницам украинской печати как басня о «продаже» Киевской Митрополии Москве за взятку Вселенскому Патриарху и Великому Визирю Турции.

Но, вот что пишут об этом курьёзе авторы «Історії Української Греко-Православної Церкви в Канаді»: «Милостыня» (всего-то три сорока соболей и двести червонцев), которую прислали из Москвы Патриарху Дионисию IV, не принадлежит (да и принадлежать не могла) к факторам, которые решали судьбу Киевской Митрополии» (с 131).

Но этот, обычный по тем временам дипоматический дар, как пишут канадские украинские авторы труда, стал особенно эксплуатироваться на Украине в 1918 году в связи с началом движения за т.н. «независимость УПЦ от зарубежных центров, а конкретно – от Московского патриархата».

Кстати, Патриарх Дионисий, подписавший Грамоту о всеобъемлющей передаче Киевской Митрооплии в управление Московскому Патриарху, был смещён со своего Престола турецким Правительством «за измену», о чем он горько жаловался Святейшему Московскому Патриарху, считая его незаконным, осуществлённым в результате угроз в адрес его архиереев со стороны влиятельных турок ( — врагов православной России, желавших её столкновения с Польшей).

Выводы

Иезуитские планы ополячивания и окаталичивания православных на Украине провалились, ибо в критический момент истории Украины, когда речь шла о том «быть или не быть» украинскому народу и его исконной православной религии, обычаям, культуре и языку, сам Народ Украины – хранитель Православия, осознав смертельную опасность для своей нации, осознав, что порабощенная турками Константинопольская Церковь-Мать не в состоянии защитить Православие на Украине, вспомнив своё кровное и духовное родство с великорусским православным народом, в лице своих выдающихся представителей — Гетмана Богдана Хмельницкого и Украинского запорожского православного казачества на исторической Переяславской Раде добровольно воссоединился политически с северо-восточной Русью – могущественным Московским Православным Царством и пожелал быть под отеческой и благодатной опекой Московских Первосвятителей и Патриархов всея Руси.

Историко-каноническая справка. Впоследствии, в согласии с древними вселенскими канонами о церковных правах действующего Императора, указом православной Императрицы Всероссийской ЕКАТЕРИНЫ Великой, вся территория Российской Империя была административно поделена на губернии. Области всех епархий в Российской Империи, в согласии с древними канонами, были приведены в соответствие с границами губерний. Древняя Киевская митрополия таким образом была канонически упразднена .

В конце ХХ столетия от Р.Х. на территории современной Украины добровольным решением Священного Синода РПЦ в каноническом лоне Московского Патриархата была образована Украинская Православная Церковь с широкими автономными полномочиями, включая выборы епископатом УПЦ её Предстоятеля. Ныне Киевский престол занимает её канонический Предстоятель, Блаженнейший ОНУФРИЙ, Митрополит Киевский и всея Украины, избрание которого было признано всеми Главами Православных Поместных Церквей, включая Патриарха Константинопольского Варфоломея І. 

Резюме: Упразднённая законной православной Российской Императорской властью Киевская Митрополия, уже не может быть церковно-юридическим объектом неканонических притязаний на неё никаким действующим Константинопольским Патриархом. Невозможно возвратить то, что объективно и субъективно перестало быть. Потому любые деяния Константинопольского престола в отношении самостостоятельной и независимой в своём управлении Украинской Православной Церкви и её Священной Иерархии, — Церкви «своего права», по Божьему Промыслу образованной Священным Синодом Русской Православной Церкви, — априори неканоничны и недействительны.